Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 795127–7 «О внесении изменения в Федеральный закон „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в части установления равенства положения субъектов Российской Федерации при распределении депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат»

Внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, М.В. Емельяновым и др.


Согласно пункту 16 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – региональный парламент) либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. При этом указано, что действие этого положения не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Законопроектом предлагается исключить вышеуказанную правовую норму, устанавливающую исключение из правила распределения депутатских мандатов в региональном парламенте либо в одной из его палат между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

Необходимость принятия данного законопроекта обосновывается в пояснительной записке к нему, во‑первых, целью реализации правовой нормы части 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации, согласно которой Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации, и во‑вторых, целью укрепления действующей системы политических партий, являющейся «одним из ключевых институтов демократии».

Конституционный принцип равноправия субъектов Российской Федерации совмещается с установленными в ней особенностями конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов Российской Федерации, например, республик. При этом, согласно части 2 статьи 70 Конституции Российской Федерации, для столицы Российской Федерации – города Москвы установлено специальное правовое регулирование – статус столицы устанавливается федеральным законом.

Считаем, что предлагаемое законопроектом изменение нуждается в дополнительном более детальном конституционно-правовом обосновании с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении от 3 июля 2014 года № 1565-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности Закона города Москвы „О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года № 38 „Избирательный кодекс города Москвы“ и Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года № 23 „О Московской городской избирательной комиссии“. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации „возможность формирования в городе Москве регионального парламента по правилам мажоритарной избирательной системы прямо вытекает из абзаца первого пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в редакции статьи 1 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 303-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“), согласно которому требование о том, что не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Такой подход обусловливается, в частности, их исторически сложившейся ролью как центров политической жизни страны.“.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.