Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 679066–7 «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и Федеральный закон „О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“

(в части предоставления детям-сиротам денежной выплаты вместо фактического предоставления жилого помещения)

Внесен Саратовской областной Думой


Новой редакцией проекта федерального закона (далее – проект) предлагается установить возможность однократного предоставления социальной выплаты взамен фактического обеспечения жилыми помещениями лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и имеют право на обеспечение их жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – лица из числа детей-сирот).

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот обеспечиваются жильем исключительно в форме предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как отмечено в пояснительной записке, проект разработан в целях совершенствования правового регулирования обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, достигших возраста 23 лет.

Целесообразность предлагаемых изменений авторы проекта обосновывают тем, что на практике нередко складываются ситуации, когда у вышеперечисленных лиц, достигших возраста 23 лет, есть семьи, растут дети, однако жилое помещение так им и не предоставлено.

Согласно проекту право выбора между предоставлением социальной выплаты и предоставлением жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения принадлежит лицу из числа детей-сирот, достигшему возраста 23 лет, имеющему постоянный заработок или иной доход. Указанное право реализуется путем подачи заявления о предоставлении социальной выплаты в письменной форме.

Проектом предусматриваются положения, направленные на обеспечение соблюдения целевого характера социальной выплаты.

Так, социальная выплата направляется на приобретение лицами из числа детей-сирот жилых помещений на территории субъекта Российской Федерации, где находится место жительства указанных лиц, в виде жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, путем безналичного перечисления указанных средств организации, физическому лицу, осуществляющим отчуждение (строительство) жилого помещения либо организации, предоставившей денежные средства по кредитному договору (договору займа).

Предусматривается запрет на использование социальной выплаты на приобретение жилого помещения у членов семьи и (или) близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), родителей, лишенных родительских прав, детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).

Согласно проекту размер социальной выплаты рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации, умноженной на норму предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда соответствующего субъекта Российской Федерации на одиноко проживающих граждан с учетом возможного увеличения нормы предоставления площади жилого помещения в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно проекту, в случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения превышает размер социальной выплаты, приобретение такого жилого помещения лица из числа детей-сирот вправе осуществить с использованием социальной выплаты только при условии оплаты ими части стоимости приобретаемого жилого помещения, превышающей размер социальной выплаты, за счет заемных средств в размере не более 25 процентов стоимости жилого помещения и (или) собственных средств и (или) средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

В случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения меньше размера социальной выплаты, средства социальной выплаты предоставляются в размере стоимости жилого помещения, указанного
в соответствующем договоре.

Проект предусматривает ограничения на совершение сделок с жилым помещением, приобретенным с использованием социальной выплаты.

Так, лица из числа детей-сирот без предварительного разрешения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти лет со дня приобретения жилого помещения не вправе совершать сделки по отчуждению жилого помещения, в том числе по обмену или дарению, сделки, влекущие отказ от принадлежащих прав на жилое помещение, сделки по выделу из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение площади жилого помещения.

Согласно проекту указанные ограничения не распространяются на случаи совершения лицами из числа детей-сирот сделок с жилыми помещениями, приобретенными с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Предварительное разрешение выдается при условии, что указанные сделки направлены на улучшение жилищных прав лиц из числа детей-сирот либо на их материальную выгоду.

Проектом закрепляется ряд случаев, в которых не может быть отказано в выдаче предварительного разрешения на совершение сделки.

К таким случаям относятся принудительное обращение взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, отчуждение жилого помещения по договорам ренты, мены, если такие договоры совершаются к выгоде лица из числа детей-сирот, отчуждение жилого помещений при перемене места жительства лица из числа детей-сирот, отчуждение жилого помещения в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы лица из числа детей-сирот.

Проектом предусматривается, что порядок предоставления социальной выплаты, в том числе перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении социальной выплаты, срок и основания принятия решения о предоставлении социальной выплаты либо об отказе в предоставлении социальной выплаты устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) проектом корректируется полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Проектом предлагается указанное полномочие сформулировать более широко, предусмотрев полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению и обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также лиц, относившихся к указанным категориям и достигших возраста 23 лет.

Проектируемые изменения предлагается ввести в действие с 1 января 2020 года.

По существу проекта отмечаем следующее.

Категория граждан, конституционное право которых на жилище затрагивается проектом, нуждается в особой защите и поддержке государства.

Лица из числа детей-сирот, как правило, характеризуются недостаточной социальной адаптацией и неудовлетворительным материальным положением.

Как отмечалось в отзыве Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 14 мая 2019 года № 3.2–06/1295 на рассматриваемый проект в первоначальной редакции, сформировавшаяся в субъектах Российской Федерации в течение длительного периода времени задолженность по предоставлению жилья детям-сиротам и лицам из их числа требует адекватных мер реагирования, в том числе законодательного характера.

Полагаем, что предоставление денежной выплаты взамен фактического предоставления жилого помещения может быть одной из таких мер при условии достаточности размера такой выплаты для приобретения благоустроенного жилья на территории субъекта Российской Федерации, где находится место жительства лица из числа детей-сирот, и реально работающего механизма обеспечения целевого характера использования денежной выплаты.

Представляется, что положения проекта в представленной редакции не в полной мере отвечают указанным условиям.

1. Проектом не предусмотрен контроль со стороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации за совершением сделки по приобретению жилья лицом из числа детей-сирот.

Отсутствие данных положений делает уязвимыми указанных лиц при совершении сделок и на практике может привести к тому, что, перечислив социальную выплату продавцу жилого помещения или кредитной организации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет считать себя исполнившим обязанность по обеспечению жильем лица из числа детей-сирот, в то время как такое лицо фактически не получит жилое помещение (в связи с неисполнением продавцом обязательств по передаче жилого помещения, признанием соответствующей сделки недействительной и т. д.).

2. Согласно проекту в целях расчета размера социальной выплаты применяется две величины – средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации, и нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда соответствующего субъекта Российской Федерации на одиноко проживающих граждан.

Отмечаем, что в соответствии с положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 18 ноября 2013 года № 1038, Минстрой России уполномочен принимать нормативные акты об определении показателей средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, которые подлежат применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан.

Однако, как предусмотрено пунктом 5.2.38 указанного положения, соответствующие показатели применяются для расчета размера социальных выплат, предоставляемых на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, Совет Федерации неоднократно обращал внимание на недостаточный уровень показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по отдельным субъектам Российской Федерации (постановления Совета Федерации
от 8 ноября 2017 года № 417-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Чукотского автономного округа» (пункт 6); от 11 апреля 2018 года № 114-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Забайкальского края» (пункт 3)).

На основании изложенного полагаем, что предусмотренные проектом правила расчета социальной выплаты в ряде случаев не позволят обеспечить предоставление указанной выплаты в размере, достаточном для приобретения благоустроенного жилья на территории субъекта Российской Федерации, где находится место жительства лица из числа детей-сирот.

Следует также отметить, что из проекта не понятно, что подразумевается под «нормой предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда на одиноко проживающих граждан».

Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемая органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями.

3. Проектом предусматривается возможность использования лицом из числа детей-сирот наряду с социальной выплатой кредитных (заемных) средств (в размере не более 25 процентов). В этой связи вызывает опасение возможность утраты таким лицом жилого помещения в случае невозврата в установленный срок заемных средств, что может быть следствием недостаточного уровня доходов указанных лиц, недооценкой юридических последствий просрочки возврата денежных средств по кредитному договору, договору займа.

4. Проектом ограничивается возможность распоряжения лицом из числа детей-сирот жилым помещением в течение пяти лет со дня приобретения жилого помещения. Поддерживая направленность данной нормы на обеспечение сохранности жилого помещения, отмечаем, что она противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 209 указанного Кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

5. Проектом предусматривается возможность выдачи предварительного разрешения на отчуждение жилого помещения в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы лица из числа детей-сирот.

Указанное положение проекта представляется размытым и создающим основу для принятия «усмотренческих» решений должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на выдачу предварительного разрешения.

6. Проектируемые изменения в подпункт 142 пункта 2 статьи 263 Федерального закона № 184-ФЗ необходимо соотнести с подпунктом 24 пункта 2 этой же статьи, в котором к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации уже отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенных замечаний.