Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 722945–7 «О внесении изменения в Федеральный закон „О муниципальной службе в Российской Федерации“

(в части уточнения круга лиц, имеющих право представлять интересы муниципальных служащих в профсоюзе)

Внесен депутатами Государственной Думы М.В. Тарасенко, В.В.Пинским, А.Л.Ветлужских, А.А.Гетта


Проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон „О муниципальной службе в Российской Федерации“ (далее – законопроект) внесен в Государственную Думу в доработанной редакции 21 ноября 2019 года в соответствии с пунктом „а“ части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы (прежнее наименование – „О признании утратившей силу части 3 статьи 13 Федерального закона „О муниципальной службе в Российской Федерации“).

Целью законопроекта, как сказано в пояснительной записке к нему, является обеспечение единообразного применения и толкования действующего законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 октября 2018 года № 382-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 382-Ф3) статья 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской федерации» (далее — Закон о муниципальной службе) была дополнена новой частью 3, в соответствии с которой «муниципальный служащий, являющийся руководителем, в целях исключения конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования не может представлять интересы муниципальных служащих в выборном профсоюзном органе данного органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования в период замещения им указанной должности».

Авторы законопроекта в пояснительной записке к нему обращают внимание на то, что под понятие «руководитель» при применении указанной правовой нормы могут подпадать как главы администраций муниципальных образований, так и руководители департаментов, управлений, отделов и т. д. этих администраций и их заместители, так как в Законе о муниципальной службе отсутствует определение понятия «руководитель». Вследствие этого, по мнению авторов законопроекта, распространение на практике действия запрета, установленного частью 3 статьи 13 Закона о муниципальной службе, на муниципальных служащих, являющихся руководителями, но не являющихся представителями нанимателя, следует считать необоснованным.

Проектом федерального закона предлагается сузить круг муниципальных служащих, являющихся руководителями, которым запрещено представлять интересы муниципальных служащих в выборном профсоюзном органе, так, чтобы этот запрет распространялся только на руководителей высшей группы должностей муниципальной службы, — то есть на руководителей (представителей нанимателя) и их заместителей.

Предлагаемое законопроектом решение представляется обоснованным. При этом следует учитывать, что формулировка сходного запрета, установленного Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-Ф3) в отношении государственных гражданских служащих, не охватывает всех гражданских служащих, являющихся руководителями, в том числе руководителями структурных подразделений государственных органов. Частью 4 статьи 15 этого Федерального закона установлено, что «гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории „руководители“ высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности». К категории «руководители» отнесены должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений (пункт 1 части 2 статьи 9 Федерального закона № 79-Ф3).

Взаимосвязь государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы имеет единую правовую основу и согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 79-ФЗ и пункту 2 статьи 5 Закона о муниципальной службе обеспечивается единством ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.