Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 663958–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ в части установления особенностей размещения средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, находящихся в кредитных организациях, чьи лицензии были отозваны

Внесен депутатами Государственной Думы С.М.Мироновым, М.В.Емельяновым, А.А.Ремезковым и др.


Проект федерального закона (далее – проект) в первоначальной редакции был рассмотрен Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) на заседании 19 апреля 2019 года.

Новой редакцией проекта, как и первоначальной редакцией, предлагается предусмотреть возможность восполнения компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемых организаций строительной отрасли (далее – СРО) в случае, если денежные средства указанных фондов полностью или частично размещены в банках, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, и не могут быть размещены на банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, как этого требует часть 2 статьи 33 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ).

Следует отметить, что новая редакция проекта по содержанию идентична первоначальной редакции. В ней не учтены замечания, изложенные в отзыве Комитета от 22 апреля 2019 года № 3.2–06/1131, которые заключаются в следующем.

1. Реализуемый проектом подход, по сути, заключается в том, чтобы досрочно (то есть до завершения процедуры банкротства кредитной организации) признать утраченными средства компенсационного фонда, размещенные в кредитной организации, у которой отозвана лицензия, и предоставить СРО возможность восполнить недостающие средства путем внесения членами СРО взносов.

Полагаем, что данный подход не соответствует Федеральному закону от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающему, что конкурсное производство, в ходе которого удовлетворяются требования кредиторов в определенной очередности, считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц (часть 4 статьи 149).

В этой связи сам по себе факт отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации не свидетельствует об уменьшении размера компенсационного фонда СРО. Размер компенсационного фонда (компенсационных фондов) определяется с учетом денежных средств, находящихся в кредитной организации, у которой отозвана лицензия.

Представляется, что сама по себе конструкция восполнения средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) до завершения банкротства кредитной организации является некорректной.

2. До завершения процедуры банкротства кредитной организации СРО является кредитором, требования которого могут быть удовлетворены в ходе конкурсного производства. В этом случае средства компенсационного фонда будут возвращены СРО полностью или частично. Однако проектом не предусматриваются какие‑либо положения на случай возврата средств компенсационного фонда в СРО.

3. Из текста проекта не представляется возможным определить, должны ли его положения применяться и каким образом, в отношении СРО, сведения о которых уже исключены из государственного реестра СРО в связи с несоблюдением требований к обязательному размещению средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций на специальных счетах в уполномоченных Правительством Российской Федерации кредитных организациях.

Отсутствие указанных положений в проекте не дает возможность в полной мере оценить возможную правоприменительную практику проектируемых норм и социально-экономические последствия их принятия.

Вместе с этим отмечаем, что в настоящее время в законодательстве отсутствуют положения, однозначно предусматривающие, как должны разрешаться ситуации, если средства компенсационных фондов СРО были размещены полностью или частично в банке, у которого отозвана лицензия, но банк при этом не ликвидирован.

Учитывая, что указанная ситуация касается значительного количества СРО, представляется целесообразным восполнить соответствующий законодательный пробел.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.