Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 874908–7 «О внесении изменения в статью 263–3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“

(в части отмены оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих ограничительные мероприятия (карантин)

Внесен Самарской Губернской Думой


Проектом федерального закона предлагается исключить необходимость проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих ограничительные мероприятия (карантин).

В соответствии со статьями 22, 6 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьями 31, 17 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-I «О ветеринарии» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по введению на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в случае появления угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний человека, заразных болезней животных.

Режим карантина предполагает административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний человека, заразных болезней животных и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В пояснительной записке к проекту федерального закона внесение предлагаемых изменений обосновывается необходимостью безотлагательного принятия нормативных правовых актов о введении карантина, возможностью наступления масштабных негативных последствий в случае их длительного непринятия в связи с проведением оценки регулирующего воздействия.

В соответствии со статьей 263–3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Следует учитывать, что акты о введении карантина могут предусматривать существенные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Вместе с тем, вызывает сомнение их квалификация в качестве объектов оценки регулирующего воздействия, то есть нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данные акты носят временный характер, их содержание регламентировано соответствующими федеральными законами, они не вводят новых общеобязательных правил поведения (норм) и являются, по сути, правоприменительными актами, хотя и могут распространяться на персонально не поименованный круг лиц.

В любом случае, оценка обоснованности предполагаемых названными актами обременений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности с точки зрения соответствия публично значимым целям, для достижения которых эти акты принимаются, представляется необходимой.

Оценка регулирующего воздействия осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Если принять точку зрения авторов законопроекта об отнесении проектов решений о введении карантина к числу объектов оценки регулирующего воздействия, следует отметить, что субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно установить особенности проведения оценки в данных случаях в целях обеспечения оперативности принятия названных актов, в том числе ускоренные, упрощенные процедуры (например, без проведения публичных консультаций с субъектами предпринимательской деятельности).

Кроме того, термин «карантин» в законодательстве Российской Федерации используется в разных значениях. Например, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» карантин растений представляет собой правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации. Поэтому необходимо уточнить, что в проектируемой норме имеется в виду карантин, вводимый в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и ветеринарным законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации рассматривался подготовленный Самарской Губернской Думой проект законодательной инициативы аналогичного содержания (»О внесении изменения в статью 263–3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», проект № 7‑825). Комиссия Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению рекомендовала Самарской Губернской Думе не вносить законопроект в Государственную Думу.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.