Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 883509–7 «О внесении изменения в статью 46 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

(в части уточнения проектов муниципальных нормативных правовых актов, которые не подлежат оценке регулирующего воздействия)

Внесен депутатами Государственной Думы О.И. Павловой, В.В. Бахметьевым, Д.В. Бессарабовым и другими


Проект федерального закона направлен на расширение перечня случаев, при которых не подлежат оценке регулирующего воздействия проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Проектом федерального закона предлагается дополнить часть 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пунктом 3, предусматривающим, что оценка регулирующего воздействия не проводится в отношении проектов муниципальных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.

Указанное изменение предлагается ввести по аналогии с положениями статьи 263–3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающей соответствующее исключение в отношении оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Авторами проекта в обоснование необходимости предлагаемых изменений приводится довод о том, что органы местного самоуправления обладают рядом полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) органы местного самоуправления, в том числе принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, авторами проекта федерального закона в пояснительной записке не указываются конкретные случаи, при которых необходимость проведения оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов приводила бы к определенным негативным последствиям и препятствовала осуществлению органами местного самоуправления вышеуказанных полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону № 68-ФЗ при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, местный уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию может устанавливаться решением главы местной администрации городского поселения, муниципального района, главы местной администрации городского округа либо решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения.

Кроме того, к вопросам местного значения городского, сельского поселения, в том числе относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Однако аналогичного предлагаемому проектом федерального закона исключения проведения процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении муниципальных нормативных правовых актов иных муниципальных образований проектом федерального закона не предусматривается, хотя такие акты также могут подлежать оценке регулирующего воздействия в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом вышеуказанного замечания.