Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 905546–7 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги»

Внесен депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, С.И. Неверовым, А.Д. Жуковым и др.


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на освобождение граждан от оплаты комиссионного вознаграждения кредитных организаций, операторов почтовой связи, банковских платежных агентов (субагентов) при внесении ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Проектом предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и ряд федеральных законов. В частности, проектом предлагается:

1) дополнить статью 155 Жилищного кодекса частью 20, согласно которой комиссия за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней, неустоек, штрафов за неполное или несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги не взимается;

2) дополнить статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» частью третьей, в соответствии с которой кредитная организация не имеет права взимать комиссионное вознаграждение за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней, неустоек, штрафов за неполное или несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

3) дополнить статью 14 Федерального закона «О национальной платежной системе» частью 12, согласно которой банковский платежный агент (субагент) не имеет права взимать вознаграждение при перечислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней, неустоек, штрафов за неполное или несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

4) дополнить статью 16 Федерального закона «О почтовой связи» частью второй, устанавливающей запрет на взимание оператором почтовой связи комиссионного вознаграждения при почтовом переводе денежных средств физическими лицами в счет внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней, неустоек, штрафов за неполное или несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Следует отметить, что порядок установления комиссионного вознаграждения и определения его размера не регулируется федеральным законодательством, а определяется банками, иными кредитными организациями, банковскими платежными агентами (субагентами) и операторами почтовой связи самостоятельно. Практика взимания кредитными организациями комиссионного вознаграждения за перечисление платы за жилищно-коммунальные услуги показывает, что размер банковской комиссии по перечислению платы за жилищно-коммунальные услуги в отношении физических лиц составляет от 0% до 3% стоимости таких услуг в зависимости от способа внесения ими соответствующей платы: через кассу в офисе кредитной организации – от 0% до 3%, через терминал – от 0% до 2%, через банкомат – от 1% до 2%, посредством «онлайн-платежа» или использования услуги «автоплатежа» – от 0% до 1%. В связи с этим необходимо отметить, что физические лица – потребители жилищно-коммунальных услуг вправе выбрать как любую кредитную (иную) организацию, оказывающую услуги по приему и переводу денежных средств, так и любой способ осуществления таких платежей. Однако, осуществление гражданами такого выбора напрямую обусловлено наличием на территориях населенных пунктов банков и иных кредитных организаций, а также возможностей осуществлять плату любым из вышеперечисленных способов.

Следует обратить внимание, что предусмотренный проектом срок вступления в силу федерального закона – со дня его официального опубликования, требует дополнительного обсуждения. Полагаем, что в целях приведения в соответствие с предлагаемыми требованиями договоров банковского счета и (или) иных договоров, правил организаций, регулирующих обслуживание физических и юридических лиц кредитными организациями, операторами национальной платежной системы, платежными агентами (субагентами), целесообразно рассмотреть вопрос об установлении переходного периода.

Правовым последствием принятия предлагаемых новаций станет снижение финансовой нагрузки на граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг, что будет способствовать защите их законных интересов.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.