Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 909970–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»

(об установлении права кредитной организации отказать в осуществлении перевода со специальных банковских счетов денежных средств компенсационных фондов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)

Внесен депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, А.Г. Аксаковым, Н.П. Николаевым и др.


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на усиление банковского контроля за использованием средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (далее – компенсационные фонды) саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее – СРО).

Основные новации, которые проектом предлагается внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), заключаются в следующем.

1. Устанавливается прямая обязанность кредитной организации контролировать соответствие назначения и размера платежа, указанного в распоряжении СРО о перечислении денежных средств из компенсационного фонда, содержанию представленных СРО в кредитную организацию документов, на основании которых составлено указанное распоряжение, и положениям Градостроительного кодекса, содержащим исчерпывающий перечень случаев, в которых может осуществляться использование денежных средств компенсационного фонда (части 4, 5 статьи 5516).

2. Предусматривается, что состав документов, необходимых для проведения кредитной организацией операций по специальному банковскому счету, на котором размещены средства компенсационных фондов СРО, устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

3. Устанавливается обязанность кредитной организации отказывать в выполнении распоряжения владельца специального счета о совершении соответствующей операции по счету, в подтверждение которой не представлены необходимые документы (то есть документы, предусмотренные в подзаконном нормативном акте, принятом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

4. Проектом предлагается сократить с трех дней до одного дня срок, в течение которого орган надзора за СРО (Ростехнадзор) обязан направить в кредитную организацию, в которой СРО открыт специальный счет в целях формирования компенсационного фонда, уведомление о факте исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО.

5. Предлагается исключить положение Градостроительного кодекса о том, что в случае исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО средства компенсационных фондов в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая СРО (далее – Национальное объединение).

Вместо указанной нормы проектом предлагается предусмотреть, что к Национальному объединению переходят права на средства компенсационных фондов.

По существу предлагаемых изменений отмечаем следующее.

В настоящее время Градостроительным кодексом предусмотрен закрытый перечень случаев, в которых могут использоваться средства компенсационных фондов (например, осуществление выплат из средств компенсационного фонда возмещения вреда в результате наступления солидарной ответственности, в случаях, предусмотренных статьей 60 Градостроительного кодекса; возврат ошибочно перечисленных средств; уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда и т. д.).

При этом на кредитные организации Градостроительным кодексом возложена обязанность осуществлять операции по специальным банковским счетам СРО в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса (т. е., согласно исчерпывающему перечню случаев использования средств компенсационных фондов), не допуская совершения операций, прямо не предусмотренных Градостроительным кодексом.

При получении от органа надзора за СРО уведомления об исключении сведений о СРО из государственного реестра СРО кредитная организация обязана приостановить операции по специальным банковским счетам, на которых размещены средства компенсационных фондов.

Идея проекта о закреплении в Градостроительном кодексе положений об отказе кредитной организации в выполнении распоряжения СРО, в подтверждение которого не представлены документы, подтверждающие правомерность использования средств компенсационного фонда, возражений не вызывает.

Однако, по нашему мнению, в дополнительном обсуждении нуждается предлагаемое проектом введение нового подзаконного нормативного правового акта, предусматривающего состав документов, необходимых для проведения операций по специальному банковскому счету.

В пояснительной записке отсутствует информация о том, как на практике реализуется положение о запрете совершения операций по специальным счетам, не предусмотренным Градостроительным кодексом, на основании каких документов, представляемых СРО, кредитные организации контролируют направления расходования средств компенсационных фондов, в какой форме СРО и кредитные организации оговаривают вопрос о перечне документов, которые должна представить СРО для проведения операции по специальному счету.

Существует опасение, что предлагаемое проектом нововведение о едином перечне документов, закрепленном в подзаконном нормативном правовом акте, в отдельных случаях может приводить к задержке принятия кредитной организацией решения о перечислении средств компенсационного фонда либо к отказу кредитной организации в совершении операции по специальному счету не по причине направления таких средств на цели, не предусмотренные Градостроительным кодексом, а по причине нарушения требования подзаконного нормативного акта о представлении того или иного подтверждающего документа.

Также, по нашему мнению, не в полной мере очевидны практические последствия предлагаемого проектом исключения обязанности СРО, сведения о которой исключены из государственного реестра СРО, по зачислению средств компенсационных фондов на специальный банковский счет соответствующего Национального объединения.

Следует учитывать, что не все СРО выполнили требование Федерального закона от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о размещении средств компенсационного фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Соответственно, средства компенсационных фондов таких СРО находятся в иных организациях (на иных счетах), информация о которых у соответствующего Национального объединения может отсутствовать.

В связи с данным обстоятельством не вполне ясными представляются механизмы реализации предусмотренного проектом права соответствующего Национального объединения на указанные денежные средства.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенных замечаний.