Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 911636–7 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части запрета привлечения коллекторов к возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги)

Внесен депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, А.К. Исаевым


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на конкретизацию гарантии защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путем заключения лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, посреднических договоров, в том числе агентских договоров и договоров комиссии с коллекторами, а также с иными непрофессиональными участниками рынка жилищно-коммунальных услуг, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.

Проектом предлагается внести изменения в части 18 и 19 статьи 155 Жилищного кодекса, а также дополнить данную статью частью 20. В частности, проектом предлагается:

1) установить запрет на заключение с лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, договоров комиссии, агентских договоров или договоров поручения и иных договоров, направленных на возврат просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также запрет на наделение таких лиц соответствующими полномочиями путем выдачи доверенности управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Заключенная в таком случае сделка считается ничтожной;

2) определить, что указанный запрет не распространяется на случаи заключения с вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организацией, созданным товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, иной ресурсоснабжающей организацией, отобранным региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и иными лицами, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, либо дочерним (зависимым) обществом кредитора, входящим с кредитором в одну группу лиц, договоров комиссии, агентских договоров или договоров поручения, а равно иных договоров, направленных на возврат просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, или наделения таких лиц соответствующими полномочиями путем выдачи доверенности;

3) закрепить норму, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме и наниматель жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сохраняют все права в отношении новой управляющей организации, товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленные им в отношении первоначальной управляющей организации, товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, при изменении стороны договора по управлению многоквартирным домом для лиц, имеющих задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, устанавливается гарантия на сохранение ранее установленных прав при уступке прав (требований) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

4) установить, что новые управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны хранить ставшие им известными в связи с уступкой прав (требований), заключением договора или выдачей доверенности персональные данные, обеспечивать конфиденциальность и безопасность указанных данных и несут ответственность за их разглашение. Таким образом, обеспечивается повышенный уровень защиты персональных данных собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Правовым последствием принятия предлагаемых новаций станет снижение случаев злоупотреблений и нарушений прав и законных интересов граждан при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц по жилищно-коммунальным платежам.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.