Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 887481–7 «О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части установления запрета на перераспределение задолженности за коммунальные услуги)

Внесен депутатом Государственной Думы В.Ф. Шрейдером


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на установление запрета перераспределения объема задолженности за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, между добросовестными собственниками жилых помещений.

Проектом предлагается дополнить статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации частью 9, согласно которой перераспределение задолженности за коммунальные услуги на общедомовые нужды между собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме организациями, предоставляющими коммунальные услуги, и управляющими организациями не допускается.

Как следует из пояснительной записки, перераспределение между потребителями коммунальных услуг накопившейся задолженности за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, зачастую допускается ресурсоснабжающими организациями.

Вместе с тем, необходимо отметить, что законодательством установлен порядок определения размера расходов потребителей жилищно-коммунальных услуг в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. По общему правилу части 92 статьи 156 Жилищного кодекса размер таких расходов определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Наряду с этим установлены и случаи, когда размер расходов определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, а именно:

если многоквартирный дом оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг с возможностью одномоментного снятия показаний;

в случае принятия собственниками помещений решения об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, либо исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, либо исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, размер платы каждого собственника (нанимателя) помещения в многоквартирном доме за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется в соответствии с размером его доли в праве общей собственности на это имущество и исходя из показателей приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных ресурсов. При этом в платежном документе, на основании которого потребитель вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязательно производится указание объема каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг (подпункт «д» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354). Обращаем внимание, что данная информация позволяет потребителю производить проверку начислений как самостоятельно, так и посредством обращения в управляющую компанию или органы государственного жилищного надзора.

На основании изложенного полагаем, что внесение предлагаемого изменения в Жилищный кодекс является недостаточно обоснованным.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.