Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 922534–7 «О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части установления расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении исходя из постоянно и временно проживающих граждан)

Внесен депутатами Государственной Думы К.И. Черкасовым, Е.В. Марковым, С.В. Ивановым и др.


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на закрепление в Жилищном кодексе Российской Федерации единого правила расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении, исходя из количества проживающих в помещении граждан.

Проектом предлагается дополнить часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса новым предложением, согласно которому размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 (далее – Правила), норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил). При этом Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года № 524/пр, для определения указанного норматива в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах предусмотрено применение в качестве расчетной единицы одного проживающего или 1 квадратного метра общей площади помещения.

В настоящее время установленные в субъектах Российской Федерации нормативы накопления твердых коммунальных отходов в жилых помещениях различаются по применению расчетной единицы. Согласно информации Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в большинстве субъектов Российской Федерации расчетной единицей норматива накопления твердых коммунальных отходов является один проживающий в жилом помещении гражданин. Наряду с этим, в некоторых регионах в качестве расчетной единицы применяется квадратный метр общей площади помещения, а также имеются случаи одновременного применения различных единиц измерения.

Применение в качестве расчетной единицы квадратного метра общей площади помещения влияет на увеличение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также не позволяет гражданам произвести перерасчет платы в случае их временного отсутствия в порядке, установленном разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.

В этой связи корректировка применения расчетных единиц в отношении жилых помещений с учетом практического опыта работы новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами представляется актуальной.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.