Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 916220–7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 24.7 Федерального закона „Об отходах производства и потребления“

(в части установления порядка расчета размера платы за обращение с твердыми коммунальными отходами)

Внесен депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, В.И. Кашиным и др.


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на совершенствование системы расчетов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом согласно пункту 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), размер платы за данную коммунальную услугу определяется на основании норматива накопления твердых коммунальных отходов, а в случаях раздельного накопления сортированных твердых коммунальных отходов – расчетным путем исходя из количества и объема установленных контейнеров.

Практический опыт работы новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами в жилищном секторе показывает, что установленный порядок определения массы и объема накопления твердых бытовых отходов на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов требует совершенствования, поскольку не всегда отражает реальный объем таких отходов и может приводить к необоснованному росту расходов граждан.

В этой связи проектом предлагается внести комплексные изменения в статьи 44, 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 247 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», направленные на установление положений, позволяющих осуществлять расчет платы за данную коммунальную услугу исходя из фактического количества твердых коммунальных отходов, подлежащих вывозу региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор) при оказании соответствующей коммунальной услуги.

Проектом предлагается дополнить статью 247 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» пунктом 41, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении многоквартирного дома, общее собрание собственников помещений в котором приняло решение об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из расчета за фактически оказанную услугу, заключается на основании заявки потребителя (организации) или его законного представителя, уполномоченного на заключение указанного договора, которая должна содержать:

1) решение указанного общего собрания о переходе на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из расчета за фактически оказанную услугу;

2) сведения об объеме и количестве контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах их сбора;

3) график вывоза твердых коммунальных отходов;

4) сроки выверки данных о фактически оказанных услугах по обращению с твердыми коммунальными отходами;

5) предложения об организации ежедневного учета фактически оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Проектируются также изменения в статьи 44, 161 Жилищного кодекса, согласно которым заключение с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из расчета за фактически оказанную услугу возможно только в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об оплате указанной коммунальной услуги исходя из расчета за фактически оказанную услугу. При этом расчет размера платы за данную коммунальную услугу предлагается осуществлять не только исходя из норматива накопления отходов, но и из фактически оказанной услуги в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (проектная часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса).

Отмечаем необходимость доработки проекта в части корректировки применяемой терминологии.

Таким образом, проектом фактически предлагается распространить применяемую при раздельном накоплении сортированных твердых коммунальных отходов норму пункта 148 (30) Правил об определении объема оказанной услуги по фактическому количеству отходов, подлежащих вывозу региональным оператором, на основании объема вывезенных контейнеров, а не норматива накопления таких отходов.

Необходимо отметить, что Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», направленный на установление порядка определения фактического количества твердых коммунальных отходов, подлежащих вывозу региональным оператором, в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусматривающий разработку ведомством соответствующих методических рекомендаций.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.