Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 922508–7 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части установления платы за обращение с твердыми коммунальными отходами исходя из фактического проживания граждан в жилом помещении)

Внесен депутатами Государственной Думы К.И. Черкасовым, Е.В. Марковым, С.В. Ивановым и др.


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на установление в Жилищном кодексе Российской Федерации запрета на взимание платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно или временно проживающих в жилом помещении граждан.

Проектом предлагается дополнить часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса новым предложением, согласно которому в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не взимается при условии, что объем потребления электроэнергии в расчетном месяце не превышает 30 кВт. При этом предлагается определить, что порядок передачи показаний прибора учета электроэнергии региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Отмечаем, что согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок перерасчета платы за период временного отсутствия потребителей коммунальных услуг установлен разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила). При этом обязанность по проведению исполнителем коммунальной услуги перерасчета размера платы за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении установлена подпунктом «г» пункта 148 (22) Правил.

Также следует отметить, что Правила содержат положения, позволяющие определять (подтверждать) количество постоянно или временно проживающих граждан в жилом помещении. Согласно пункту 148(34) Правил потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в нем более 5 дней подряд. В этой связи исполнителю указанной коммунальной услуги предоставлено право составлять акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении для расчета размера соответствующей платы.

Кроме этого, положениями пункта 148 (1) раздела XV (1) Правил предусмотрена обязанность управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, по предоставлению региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами сведений, необходимых для начисления платы за данную коммунальную услугу, в том числе о количестве граждан, постоянно проживающих в жилом помещении.

Вышеуказанное правовое регулирование представляется достаточным.

Предложение проекта о закреплении в Жилищном кодексе положения, фактически означающего подтверждение факта отсутствия постоянно или временно проживающих в жилом помещении граждан на основании объема потребления электрической энергии (до 30 кВт), полагаем необоснованным.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.