Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 921671–7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

(в части установления минимальных требований к материально-технической базе для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами)

Внесен Московской областной Думой


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на установление дополнительных требований к организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами (далее – управляющие организации).

Проектом предлагается внести изменения в статьи 12, 13, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в части закрепления положений об установлении и соблюдении управляющими организациями минимальных требований к материально-технической базе для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Проектом предлагается:

возложить на органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений полномочие по определению порядка и критериев установления минимальных требований к материально-технической базе для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (проектируемая редакция пункта 11 статьи 12);

возложить на органы государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений полномочие по установлению минимальных требований к материально-технической базе для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (проектируемый пункт 89 статьи 13). В связи с этим отмечаем необходимость дополнения проектируемого пункта 89 статьи 13 положением, согласно которому установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации вышеуказанных минимальных требований осуществляется в соответствии с порядком и критериями, указанными в пункте 11 статьи 12 (это позволит скорреспондировать проектируемые нормы);

закрепить обязанность управляющей организации по соблюдению минимальных требований к материально-технической базе для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 89 статьи 13 Жилищного кодекса (проектируемый абзац второй части 23 статьи 161).

В качестве замечания отмечаем необходимость дополнения перечня лицензионных требований к управляющим организациям, установленных статьей 193 Жилищного кодекса, положением о соответствии лицензиата или соискателя лицензии минимальным требованиям к материально-технической базе для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полагаем, что разработка и установление в качестве лицензионного требования положения о материально-технической базе управляющих организаций будет способствовать приходу на рынок управления профессиональных организаций, владеющих необходимым минимальным объемом технического оборудования и инвентаря, привлекающих к работе специализированный инженерный персонал и достаточный обслуживающий состав. Наряду с этим введение этого требования создаст предпосылки к уходу с рынка управления многоквартирными домами организаций, осуществляющих функции по эксплуатации, ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном доме только посредством заключения подрядных договоров со сторонними организациями.

В этой связи необходимо отметить, что Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года № 80-р, в сфере управления многоквартирными домами было предусмотрено включение в состав лицензионных требований положений о материально-технической базе управляющих организаций.

Следует отметить, что Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассматривал ранее проект законодательной инициативы № 7–1060 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», подготовленный Московской областной Думой, и поддерживал его концепцию с учетом вышеуказанного замечания.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом высказанных замечаний.