Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 911978–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства“

(в части дополнения информации, размещаемой в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства)

Внесен Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан, депутатом Государственной Думы П.Р. Качкаевым


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ), направленные на расширение перечня информации о многоквартирных домах, подлежащей размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – система).

Проектом предлагается часть 1 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ дополнить пунктом 411, согласно которому в системе должна размещаться информация о результатах осмотра общего имущества в многоквартирном доме.

Следует отметить, что в соответствии с положениями частей 13 – 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом – лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. При этом указанными Правилами предусмотрены следующие виды осмотров общего имущества: текущие (общие, частичные); сезонные (проводятся 2 раза в год); внеочередные (в течение одних суток после произошедших аварий или чрезвычайных ситуаций).

В целях доступности для потребителей жилищно-коммунальных услуг и контролирующих и надзорных органов информации о результатах проведенных осмотров проектом предполагается корреспондирующее изменение в часть 18 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ, согласно которому обязанность по размещению информации о результатах осмотра общего имущества в многоквартирном доме возлагается на лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг.

Таким образом, в системе будет размещаться информация о результатах таких видов осмотров общего имущества в многоквартирном доме как текущий, сезонный и внеочередной осмотры. Это скажется на повышении эффективности деятельности управляющих организаций по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечению соответствующего контроля со стороны собственников помещений в таком доме. Однако, для реализации новых положений потребуется внесение изменений в вышеуказанные Правила, в Приказ Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Представляется, что в подзаконных нормативных правовых актах требуется регламентация порядка и сроков размещения этой информации в системе, а также ее содержание и обеспечение доступности для собственников помещений в многоквартирном доме.

Однако, необходимо отметить, что национальный стандарт «Услуги проведения технических осмотров многоквартирных домов и определения на их основе плана работ, перечня работ. ГОСТ Р 56194–2014» (далее – национальный стандарт) предусматривает правила проведения работ, выполняемых при предоставлении услуги технического осмотра общего имущества многоквартирного дома или его частей лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, собственниками или подрядными организациями привлекаемыми для выполнения определенных работ. При этом в отличие от вышеуказанных Правил национальный стандарт предусматривает такие виды осмотров как визуальные, инструментальные, технические обследования, мониторинги технического состояния (пункт 4.2 части 4). В связи с важностью проведения технических обследований общего имущества в многоквартирном доме в целях подготовки такого объекта к капитальному ремонту, признания многоквартирного дома аварийным и принятия решения о его сносе или реконструкции, полагаем необходимым предусмотреть возможность размещения в системе информации о результатах проведения как технического обследования многоквартирного дома, так и мониторинга его технического состояния с установлением периодичности проведения такой работы.

Правовым последствием принятия предлагаемых новаций станет повышение ответственности вышеуказанных лиц при проведении осмотров общего имущества в многоквартирном доме и планировании сметы расходов на проведение необходимых работ и оказание (услуг), обеспечение контроля со стороны собственников помещений в многоквартирном доме за своевременностью и полнотой проведения работ, направленных на сохранение эксплуатационных характеристик здания, обеспечения требуемого уровня безопасности, а также повышение комфортности проживания.

Отмечаем, что ранее Комитет рассматривал проект законодательной инициативы № 7–1062 «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона „О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства“, подготовленный Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан, высказал определенные рекомендации по его доработке и поддержал концепцию (отзыв № 3.2–02/2962 от 6 ноября 2019 года). Следует отметить, что представленный проект был доработан с учетом замечаний, высказанных Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (заключение № 1–16-22ИСЗ от 25 ноября 2019 года).

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.