Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 929623–7 «О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части определения нормативов потребления коммунальных услуг)

Внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской, В.В. Белоусовым и др.


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается дополнить часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации положениями, закрепляющими единые требования по определению нормативов потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее – Правила), нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам. Также, Правила предусматривают два метода установления нормативов потребления коммунальных услуг: метод аналогов или расчетный метод в зависимости от регулируемого объекта (жилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок и надворные постройки) и от выбора уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил), а расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил).

Проектом предлагается дополнить часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса новыми предложениями вторым и третьим, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг определяются на основании сведений, полученных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в результате измерений объема потребления коммунальных услуг по показаниям приборов учета, установленных в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанные сведения не учитываются при определении нормативов потребления коммунальных услуг только в случае невозможности их получения в связи с отсутствием указанных многоквартирных домов или жилых домов.

Таким образом, проектом предлагается закрепить в Жилищном кодексе общее требование о применении при расчете нормативов потребления коммунальных ресурсов метода аналогов, независимо от регулируемого объекта (жилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок и надворные постройки). Применение расчетного метода будет допускаться в ограниченных случаях.

Следует отметить, что в настоящее время расчет платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в подавляющем большинстве случаев (за исключением случая оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг) осуществляется исходя из нормативов потребления таких ресурсов, устанавливаемых уполномоченными органами субъектов Российской Федерации исключительно с применением расчетного метода, что на практике приводит к завышению расходов потребителей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В связи с этим результатом предлагаемой новации станет снижение расходов граждан по оплате коммунальных услуг в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.