Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 958804–7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в части регулирования вопроса оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, и установки коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов)

Внесен Парламентом Республики Северная Осетия – Алания


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на изменение порядка определения размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме), установленного Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 176-ФЗ) и вступившего в силу с 1 января 2017 года.

Проектом предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 27 декабря 2018 года № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации».

Согласно положениям части 91 статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества.

Кроме этого, в соответствии с положениями Федерального закона от 29 июня 2017 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона „О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон № 258-ФЗ) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, может определяться исходя из нормативов потребления соответствующего вида коммунального ресурса либо на основании фактического объема потребления коммунального ресурса, определяемого в соответствии с показаниями автоматизированной информационно-измерительной системы учета потребления коммунальных ресурсов или коллективного (общедомового) прибора учета.

Также следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» органы государственной власти субъектов Российской Федерации были обязаны не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом их конструктивных и технических параметров (этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств).

Таким образом, новая система расчета размера платы граждан за данные коммунальные ресурсы, основанная на взимании платы за его нормативно обусловленный или фактически использованный объем, не превышающий установленный субъектом Российской Федерации норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (часть 10 статьи 12 Федерального закона № 258-ФЗ), направлена на формирование объективных условий для снижения расходов граждан и юридических лиц за коммунальные ресурсы и повышения ответственности управляющих организаций за рациональное использование коммунальных ресурсов, необходимых для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Проектом предлагается изменить систему расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исключив их из состава платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников помещений в многоквартирном доме (проектируемые пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса). При этом посредством дополнения части 2 статьи 157 Жилищного кодекса расходы на оплату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предлагается учитывать при установлении тарифов на коммунальные ресурсы. При этом обращаем внимание, что тариф устанавливается на единицу потребления коммунального ресурса. Проектом не конкретизируется вопрос о том, как в тарифе на коммунальный ресурс будет обеспечен учет объема потребления такого ресурса для конкретного многоквартирного дома, что на практике приведет к необоснованному превышению тарифов.

Проектом предлагается признать утратившими силу положения частей 91, 92, 93 статьи 156 Жилищного кодекса, вступившие в силу 10 августа 2017 года и установившие условия и порядок определения размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, оснащенном автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов или коллективным (общедомовым) прибором учета.

Одновременно исключаются положения части 2 статьи 166 Жилищного кодекса, частей 5, 9, 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпункта «б» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», предусматривающие требования об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в том числе при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при строительстве многоквартирного дома.

Следует отметить, что в связи с государственным регулированием стоимости жилищно-коммунальных услуг плата за коммунальные услуги для населения ограничивается предельными индексами. Соблюдение этих пределов достигается как путем ценового регулирования, так и посредством определения объема поставленных ресурсов в многоквартирные дома (утверждения норматива потребления услуг). Исключение из порядка расчета размера платы за коммунальные ресурсы такой составляющей, как объем потребления влечет за собой риски роста платы граждан, роста бюджетных расходов на выплату субсидий, возможные коррупционные схемы и социальную напряженность. В случае принятия данных изменений потребуется пересмотр всех подходов. Отказ от оснащения многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета коммунальных ресурсов приведет к невозможности выявления злоупотреблений при расчете платы граждан за коммунальные ресурсы.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) ранее рассматривал проект законодательной инициативы № 7–256 «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона „О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“, подготовленный Парламентом Республики Северная Осетия – Алания, и не поддержал его концепцию.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.