(в части расширения перечня категорий граждан, обладающих правом на получение возмещения за изымаемое жилое помещение в аварийном многоквартирном доме)
Внесен депутатом Государственной Думы Ф.С.Тумусовым, а также Ю.Г.Волковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Проект федерального закона (далее – проект) направлен на расширении прав собственников жилых помещений в многоквартирных домах при их изъятии в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации право на предоставление жилого помещения при изъятии жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, возникает у всех граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма. Наряду с этим собственникам помещений также могут быть предоставлены жилые помещения взамен изъятых, но при определенных условиях:
если право собственности в отношении изымаемых жилых помещений возникло в порядке наследования после даты признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (часть 82 статьи 32);
если с собственником заключено соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32);
если органами государственной власти субъектов Российской Федерации установлены дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у таких граждан отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 81 статьи 32).
В отношении иных собственников изымаемых жилых помещений действуют нормы о предоставлении только возмещения за изымаемое жилое помещение (части 6, 7, 82 статьи 32).
Таким образом, действующая система расселения аварийного жилья предусматривает оказание государственной поддержки в виде предоставления иных жилых помещений, прежде всего, тем гражданам, которые не имеют иного жилья и нуждаются в жилом помещении для постоянного проживания.
Проектом предлагается внести изменения в часть 82 статьи 32 Жилищного кодекса, а также дополнить эту статью частью 83, установив условия, при которых собственник изымаемого жилого помещения наделяется правом выбора на получение возмещения либо на предоставление другого жилого помещения. Такое право появляется у собственников изымаемых жилых помещений в случае, если:
1) право собственности возникло у постоянно проживающих в жилом помещении граждан в результате заключения сделки по отчуждению жилого помещения с совместно проживающими с ними супругом, детьми, родителями после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
2) право собственности возникло в результате заключения сделки по отчуждению жилых помещений с постоянно проживающими в них гражданами до признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Необходимо отметить, что первый случай, открывая возможность для семей, в общей долевой собственности членов которых находится изымаемое жилое помещение, получать взамен иное жилое помещение, фактически нивелирует положения частей 8, 81, 82 статьи 32 Жилищного кодекса и может привести к росту фиктивных сделок между членами одной семьи. Это в свою очередь приведет к росту расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и снижению темпов расселения аварийного жилья.
Второй случай является излишним, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 32 Жилищного кодекса собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением.
Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.