Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 28409–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“

(в части совершенствования порядка создания и деятельности общин коренных малочисленных народов)

Внесен Правительством Российской Федерации


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), направленные на уточнение правового регулирования вопросов создания и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее соответственно – община, малочисленные народы).

Проектом предлагается закрепить, что община может осуществлять любые виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации и соответствующие целям, которые предусмотрены ее уставом.

Положения статей 8, 10, 11, 14 Федерального закона проектом предлагается привести в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Новой редакцией указанных статей уточняются порядок организации общин, содержание устава общин, вопросы членства в общине, порядок проведения и компетенция общего собрания (схода) членов общины.

Проектируется, что одно лицо может быть членом только одной общины, вводится обязательный учет членов общины.

Предлагается предусмотреть, что к членам общины будут приравниваться члены семьи члена общины, относящегося к малочисленным народам (родственники по прямой нисходящей и восходящей линии (дети, в том числе усыновленные (удочеренные), внуки, родители, дедушки, бабушки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, а также родственники третьей степени родства). Права и обязанности таких лиц, в том числе порядок и характер их участия в хозяйственной деятельности общины, будут определяться ее уставом.

Проектом предлагается определить порядок участия в общинах лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность этих народов. В частности, указанные лица не смогут составлять более одной трети общего числа членов общины и ее коллегиальных органов, не смогут являться председателями таких органов, а также осуществлять полномочия единоличных органов общины.

В настоящее время статьей 23 Федерального закона установлено право общины требовать возмещения убытков, причиненных ей в результате нанесения ущерба окружающей среде.

Проектом предлагается закрепить право общины на возмещение убытков, причиненных ей в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Поддерживая концепцию проекта, полагаем возможным отметить, что в действующей редакции пункта 1 статьи 12 Федерального закона предусмотрено право членов общины на получение доли из имущества общины или ее компенсации при выходе из общины либо при ее ликвидации.

В предлагаемой проектом новой редакции статьи 12 Федерального закона предусматривается, что в случае выхода из общины члену общины и членам его семьи выделяется только доля из имущества общины, что не согласуется с пунктом 2 статьи 12316 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Проектом предусматриваются переходные положения, согласно которым приведение учредительных документов общин в соответствие с нормами Федерального закона (с учетом вносимых изменений) будет осуществляться при первом внесении изменений в указанные документы. До этого момента они будут действовать в части, не противоречащей данным нормам.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона с замечанием.