Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 41989–8 «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в части возвращения прямых выборов мэров»

Внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.А. Ниловым, Г.Ю. Семигиным и др., сенатором Российской Федерации О.Н. Епифановой


Проектом федерального закона предлагается предусмотреть, что в городском округе, городском округе с внутригородским делением, городском поселении глава муниципального образования избирается только на муниципальных выборах.

В настоящее время существует альтернатива при установлении способа избрания главы муниципального образования.

В соответствии с действующими нормами глава муниципального образования может быть избран на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Способ избрания главы муниципального образования определяется законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.

Таким образом, в настоящее время это дискреция органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных указанным федеральным законом.

Полагаем, что предлагаемое проектом федерального закона ограничение дискреции органов государственной власти субъектов Российской Федерации является необоснованным.

Реализация предлагаемой меры лишит их возможности учета особенностей осуществления местного самоуправления в отдельных муниципальных образованиях и установления в соответствии с ними оптимального способа избрания главы муниципального образования.

Кроме того, не вполне понятно в связи с чем возможность определения способа избрания главы муниципального образования предлагается исключить только для городского округа, городского округа с внутригородским делением, городского поселения, сохранив ее для других видов муниципальных образований.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.