Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 201354–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о порядке определения саморегулируемых организаций при выполнении ими работ на объектах топливно-энергетического комплекса атомной, нефтегазовой и энергетической отраслей)

Внесен депутатами Государственной Думы Г.И. Скляром, Е.В. Паниной, И.Н. Игошиным и другими


Проектом федерального закона (далее – проект) вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГРК РФ) и в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», предусматривающие создание саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих работы в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта на объектах, относящихся к определенным отраслям (далее – специализированные СРО).

Таким образом, предлагается создать специализированные СРО, объединяющие членов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства) по отраслевому признаку.

Из содержания проекта следует, что к таким объектам должны быть отнесены указанные в статье 481 ГРК РФ особо опасные, технически сложные объекты использования атомной энергии, линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше.

Кроме того, проектом предлагается расширить перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, работы на которых выполняются членами специализированных СРО, и включить в него дополнительно объекты нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности, в том числе магистральные и промысловые трубопроводы, нефтепроводы, газопроводы, продуктопроводы I и II класса опасности, объекты подготовки нефти и газа к транспорту, нефтебазы и газохранилища, переходы под линейными объектами и другими препятствиями естественного и искусственного происхождения, нефтяные и газовые месторождения морского шельфа, газораспределительные и газонаполнительные компрессорные станции и объекты инфраструктуры.

При этом Правительство Российской Федерации наделяется полномочием установить порядок определения саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, члены которых обладают правом выполнения работ по договорам подряда на указанных объектах.

Необходимость создания специализированных СРО авторами проекта обосновывается следующими аргументами:

закрепленный Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 372-ФЗ) «региональный» принцип членства в СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих работы в области строительства, приведет к дезинтеграции крупных строительных комплексов в ряде отраслей (электроэнергетика, атомная энергетика и т. д.)[1];

СРО, объединяющие членов, которые выполняют строительные работы в различных отраслях (в том числе в области гражданского строительства), не обладают необходимыми потенциалом и компетенциями в регулировании деятельности компаний, работающих в области энергетического строительства;

сокращение Федеральным законом № 372-ФЗ перечня лиц (подрядчиков, субподрядчиков), которые должны быть членами СРО в целях выполнения строительных работ, приведет к возникновению угрозы безопасности функционирования объектов в вышеуказанных областях.

Идея проекта концептуально поддерживается.

При этом следует отметить, что предлагаемые проектом изменения в ГРК РФ и в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» носят фрагментарный характер. Такие изменения нельзя признать достаточными для достижения целей, указанных в пояснительной записке. В частности, проектом не предусматривается механизм создания специализированных СРО, не установлены требования, необходимые для приобретения некоммерческой организацией статуса специализированной СРО.

С учетом основной идеи проекта о создании специализированных СРО, представляется, что в корректировке нуждаются положения ГРК РФ о приёме в члены СРО, о требованиях к специалистам, осуществляющим работы по инженерным изысканиям, проектированию и строительству на соответствующих объектах, и ряд других положений ГРК РФ.

Необходимо также отметить, что проектируемые положения предполагалось ввести в действие с 1 июля 2017 года, то есть с даты вступления в силу положений Федерального закона № 372-ФЗ в полном объеме. Вместе с тем, на текущий момент положения указанного федерального закона являются действующими. В этой связи, по мнению Комитета, требуется разработка переходных положений, в которых будет урегулирован механизм перехода членов СРО в области строительства, членство в которых осуществляется по региональному принципу, в специализированные СРО.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, необходимого для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенных замечаний.



[1] В соответствии с частью 3 статьи 556 ГРК РФ членами СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая СРО, за исключением случаев, установленных в пунктах 1, 2 указанной части.