Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 241555–7 «О внесении изменений в статьи 263 и 269 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“

(в части совершенствования порядка изъятия полномочий Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения)

Внесен Правительством Российской Федерации.


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел проект федерального закона № 241555–7 «О внесении изменений в статьи 263 и 269 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (далее – законопроект) и отмечает следующее.

Законопроект направлен на совершенствование порядка изъятия полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – переданные полномочия), и предполагает следующие изменения.

Предлагается установить, что федеральные законы, на основании которых соответствующие полномочия передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должны содержать порядок изъятия переданных полномочий в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации (при этом в действующей редакции нормы определено только общее требование по изъятию переданных полномочий без указания на какие‑либо конкретные основания).

Также устанавливается, что изъятие переданных полномочий возможно в случаях, если осуществление их федеральными органами исполнительной власти на территории соответствующих субъектов Российской Федерации необходимо для реализации мероприятий по обеспечению обороны страны и безопасности государства, реализации международных или общенациональных мероприятий и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; если такие полномочия не могут осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией; если на территории субъекта Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) осуществляются аналогичные по содержанию полномочия и изъятие переданных полномочий позволит обеспечить сокращение расходов федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Законопроектом также определяется, каким нормативным правовым актом (Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации соответственно в зависимости от того, кто осуществляет руководство деятельностью конкретного федерального органа исполнительной власти) осуществляется изъятие переданных полномочий. Предлагается установить, что в случае если переданные полномочия были делегированы законами субъекта Российской Федерации на муниципальный уровень, то их осуществление органами местного самоуправления прекращается со дня вступления в силу решения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также предлагается установить процедуру изъятия переданных полномочий в конкретных случаях: при наличии представления (предложения) уполномоченного федерального органа исполнительной власти; на основании мотивированного обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; совместного обращения руководителя федерального органа исполнительной власти и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Изъятие переданных полномочий предлагается осуществлять на срок устранения нарушений, ликвидации чрезвычайной ситуации, решения иных установленных законодательством задач, но не более чем на два года. Изъятые полномочия согласно законопроекту будут осуществляться соответствующим федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением.

Важно отметить, что согласно проектируемым нормам изъятие переданных полномочий влечет со дня вступления в силу решения об изъятии прекращение предоставления субвенций из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий и возврат их неиспользованных остатков в федеральный бюджет в месячный срок. Имущество, находящееся в собственности субъекта Российской Федерации и необходимое для осуществления переданных полномочий, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.