Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 252355–7 «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации „О закрытом административно-территориальном образовании“

(в части расширения способов избрания главы закрытого административно-территориального образования)

Внесен депутатом Государственной Думы А.Н.Диденко


Проектом федерального закона предлагается абзац первый пункта 3 статьи 4 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» изложить в новой редакции, в соответствии с которой глава закрытого административно-территориального образования (далее – ЗАТО) будет избираться не только представительным органом ЗАТО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, как это предусмотрено в действующей редакции Закона, но и на муниципальных выборах, либо представительным органом ЗАТО из своего состава. По мнению автора законопроекта, введение данной нормы позволит устранить имеющийся в законодательстве пробел и предусмотреть несколько альтернативных способов замещения должности главы ЗАТО. Необходимо отметить, что положения абзаца первого пункта 3 статьи 4 Закона уже были предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации.

В своем определении от 5 марта 2009 года № 375-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы главы муниципального образования „Мирный“ Архангельской области на нарушение конституционных прав и свобод абзацами первым и третьим пункта 3 статьи 4 Закона Российской Федерации „О закрытом административно-территориальном образовании“ Конституционный Суд Российской Федерации установил, что федеральный законодатель в порядке определения особенностей организации местного самоуправления в ЗАТО (статья 80 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“) установил специальное регулирование наделения полномочиями глав администраций ЗАТО. Оно сводится к тому, что в ЗАТО может использоваться только один из предусмотренных Федеральным законом „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ вариант замещения должности главы местной администрации – назначение на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса (абзац первый пункта 3 статьи 4 Закона Российской Федерации „О закрытом административно-территориальном образовании“). Такой порядок исключает его избрание на муниципальных выборах и, соответственно, предполагает невозможность исполнения главой администрации ЗАТО полномочий ни главы ЗАТО, ни председателя его представительного органа.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что введение такого специального правового регулирования соотносится с характеристиками ЗАТО, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (пункт 1 статьи 1 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании»). Наличие в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление, такого рода объектов, определение правового режима и управление которыми, по смыслу положений статьи 71 (пункты «а», «б», «в», «д», «и», «м») Конституции Российской Федерации, относится к исключительному ведению Российской Федерации, обусловливает необходимость создания дополнительных гарантий обеспечения баланса общегосударственных и местных интересов при организации и осуществлении публичной власти в пределах соответствующих границ.

Таким образом, положение абзаца первого пункта 3 статьи 4 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», действующее в общей системе правового регулирования организации местного самоуправления и учитывающее особенности осуществления местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании, не может рассматриваться как нарушающее гарантированные Конституцией Российской Федерации муниципальные права граждан.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.