Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 217987–7 «О внесении изменений в статью 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в части установления обязанности регионального оператора размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора в российских кредитных организациях»

Внесен депутатом Государственной Думы А.В. Палкиным


Согласно пояснительной записке проект федерального закона (далее – проект) направлен на защиту имущественных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Проектом предлагается внести изменение в часть 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, заменив право регионального оператора на размещение временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям установленным статьей 176 Жилищного кодекса, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, на аналогичную обязанность. При этом, как следует из пояснительной записки к проекту, правовыми последствиями предлагаемых изменений будут являться устранение риска коррупционной составляющей и обеспечение сохранения денежных средств собственников от инфляции.

Отмечаем, что размещение временного свободных денежных средств фонда капитального ремонта (далее – размещение средств фонда) не должно приводить к возникновению дефицита средств, необходимых для расчета за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и риску привлечения регионального оператора к имущественной ответственности, предусмотренной договором об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2016 года № 453 «Об утверждении правил размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»). Таким образом, принятие решения о размещении средств фонда либо об отказе от такого размещения напрямую зависит от экономических показателей выполнения программы капитального ремонта. Кроме этого, решение о размещении средств фонда принимается высшим коллегиальным органом управления регионального оператора, которому предшествует процедура согласования попечительским советом регионального оператора размера временно свободных средств фонда капитального ремонта и предельного размера свободных средств фонда капитального ремонта для размещения в кредитных организациях, определенного региональным оператором (пункты 3, 4 указанного постановления). Считаем, что данные нормы направлены именно на снижение риска коррупционной составляющей при принятии решений об использовании средств фонда капитального ремонта.

На основании вышеизложенного полагаем нецелесообразным вводить обязанность регионального оператора временно размещать свободные денежные средства фонда капитального ремонта в российских кредитных организациях.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, необходимого для его реализации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.