Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 223294–7 «О внесении изменений в статьи 20 и 196 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части дополнения оснований для проведения внеплановой проверки организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом)

Внесен Костромской областной Думой


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменения в часть 42 статьи 20 и часть 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации в части установления дополнительного условия для проведения внеплановой проверки органами государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (далее – жилищные инспекции).

Согласно положениям части 42 статьи 20 Жилищного кодекса внеплановая проверка проводится жилищными инспекциями без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки на основании поступившей информации о фактах нарушений законодательных требований либо посредством обращений и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – заявители) либо путем выявления такой информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, основанием проведения жилищными инспекциями внеплановой проверки является поступление информации о фактах допущенных нарушений законодательных требований соответствующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Вместе с тем, подпунктом «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено требование, согласно которому внеплановая проверка возможна только при условии, если заявитель обращался за защитой (восстановлением) нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Проектом предлагается установить, что условием проведения внеплановой проверки является наличие предварительного обращения вышеуказанных лиц за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к управляющей организации, которое не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены. При этом обращения, заявления, не содержащие сведений о соблюдении данного условия, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Проектом предлагается установить исключение из этого правила для случаев поступления информации, содержащей факты нарушений лицензиатом лицензионных требований, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Отмечаем, что представленный проект рассматривался Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) в качестве проекта законодательной инициативы № 7–80 «О внесении изменений в статью 196 Жилищного кодекса Российской Федерации». Проект был доработан Костромской областной Думой с учетом высказанного Комитетом замечания о целесообразности закрепления предлагаемого условия проведения внеплановой проверки в части 42 статьи 20 Жилищного кодекса.

Вместе с тем, с учетом складывающейся правоприменительной практики, а также с учетом мнения Правового управления Аппарата Совета Федерации, Комитет полагает необходимым дополнить статью 165 Жилищного кодекса Российской Федерации положением, обязывающим управляющие организации рассматривать обращения, заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о нарушении условий договора управления многоквартирным домом и устанавливающим сроки рассмотрения указанных обращений и заявлений.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, необходимого для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенного замечания.