Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 302180–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории»

Внесен Правительством Российской Федерации


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел указанный проект федерального закона (далее – проект) и отмечает следующее.

Проект содержит нормы об архитектурно-строительном проектировании (включая положения об экспертизе проектной документации), о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД), о зонах с особыми условиями использования территорий, об осуществлении закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, о документации, на основании которой осуществляется образование лесных участков, о размещении объектов капитального строительства в границах придорожной полосы и нормы, касающиеся ряда других вопросов.

Проектом уточняется понятие объекта капитального строительства. В новом определении объектов капитального строительства, к таковым не относятся не только временные постройки, навесы, киоски, но в целом любые постройки, не имеющие прочной связи с землей, конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и изменению основных характеристик постройки.

Проектом предлагается наделить органы государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности новым полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям. Данный классификатор утверждается для оптимизации процедур архитектурно-строительного проектирования, ведения Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и применения экономически эффективной проектной документации повторного использования.

В законопроект включены нормы, касающиеся условий и порядка признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования и уточнения порядка ведения Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридические лица, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов, со дня включения сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства получают право на безвозмездное использование такой проектной документации и обязаны использовать такую документацию применительно к аналогичному объекту.

Критерии, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена экономически эффективная проектная документация повторного использования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Проектом расширяется предмет экспертизы проектной документации. В такую экспертизу включается оценка соответствия проектной документации заданию на проектирование и оценка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

Проект содержит ряд новых норм в части регламентации состава сведений государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) и порядка их ведения.

Порядок доступа к сведениям, документам, материалам, содержащимся в ГОСОГД, перечень сведений, содержащихся в ГИСОГД и являющихся открытыми и общедоступными, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Создание и эксплуатация ГИСОГД обеспечиваются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями. Указанные органы или учреждения являются операторами ГИСОГД.

Ведение ГИСОГД будет осуществляться уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подведомственными им государственными бюджетными учреждениями), органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов в пределах компетенции указанных органов.

Проектируемая статья 574 ГРК РФ предусматривает создание на основании законов субъектов Российской Федерации государственных информационных систем автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, для обеспечения выполнения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Существенные изменения вносятся проектом в Земельный кодекс Российской Федерации о зонах с особыми условиями использования территории. Проектом устанавливаются цели, виды, общие правила установления зон с особыми условиями использования территории, предусматривается положения о возмещении убытков и о выкупе земельного участка правообладателем объекта, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, установление которой привело к невозможности использования земельного участка по назначению, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Устанавливается требование до 1 января 2022 года для лиц, в интересах которых установлены зоны с особыми условиями использования территории, а при их отсутствии – органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по установлению указанных зон, обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах соответствующих зон с особыми условиями использования территории.

Комитет отмечает, что указанная обязанность может повлечь дополнительные расходы соответствующих бюджетов.

Проектом федерального закона предусматриваются особенности осуществления закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона.