Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 275648–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»

(в целях повышения качества проведения экспертизы проектной документации объектов капитального строительства).

Внесен Алтайским краевым Законодательным Собранием.


Проект федерального закона согласно пояснительной записке направлен на устранение угроз безопасности создаваемых объектов капитального строительства, а также на повышение качества и эффективности деятельности негосударственных экспертных организаций.

Проектом федерального закона предлагается внести изменения в часть 34 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), закрепляющую закрытый перечень объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит только государственной экспертизе, предоставив право субъектам Российской Федерации своими законами о градостроительной деятельности также определять объекты капитального строительства, проектная документация которых подлежит исключительно государственной экспертизе.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий подлежит по выбору застройщика или технического заказчика государственной или негосударственной экспертизе, за исключением случаев, когда в отношении проектной документации объектов предусмотрено проведение только государственной экспертизы.

Следует отметить, что введение Федеральным законом от 28 ноября 2011 года № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» института негосударственной экспертизы, как альтернативы государственной экспертизе, в первую очередь преследовало цели снижения административных барьеров в строительной сфере, наличие которых было связано с высокой степенью загруженности органов, осуществляющих государственную экспертизу, и, как следствие, длительностью времени ожидания получения соответствующего заключения строителями и проектировщиками.

Указанные цели с принятием названного Федерального закона были достигнуты.

В свою очередь закрепление в части 34 статьи 49 Градостроительного кодекса закрытого перечня объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит только государственной экспертизе, связано с исключительным характером указанных объектов (например, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I – V классов опасности, объектов культурного наследия регионального и местного значения, объектов, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и так далее).

Полагаем, что предоставление субъектам Российской Федерации права своими законами дополнять обозначенный выше перечень может привести к обратным процессам, влекущим возникновение административных барьеров, а также повлечь ограничение конкуренции в указанной сфере.

Также проектом федерального закона предлагается внести изменение в часть 12 статьи 49 Градостроительного кодекса, предоставив не только застройщику и техническому заказчику (их представителям), но и органу государственного строительного надзора право обжаловать заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в экспертную комиссию, созданную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Обращаем внимание, что данная норма проекта федерального закона не согласуется с положениями статьи 54 Градостроительного кодекса, посвященной государственному строительному надзору, которая не относит к предмету государственного строительного надзора проверку заключений экспертизы проектной документации (экспертизы результатов инженерных изысканий).

Проектируемыми нормами также предлагается внести изменения в статьи 491 и 50 Градостроительного кодекса, направленные на повышение требований к физическим лицам, которые могут быть аттестованы на право подготовки заключений экспертизы проектной документации (в части увеличения стажа их работы в сфере подготовки проектной документации с 5 до 7 лет или стажа работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации с 3 до 5 лет), а также к юридическим лицам, которые могут быть аккредитованы на право проведения негосударственной экспертизы соответствующих документов (увеличение минимального количества аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации работников организации с 5 до 7 человек).

Полагаем, что введение обозначенных норм может способствовать значительному повышению качественного показателя подготавливаемых в рамках негосударственной экспертизы экспертных заключений, следовательно, данное предложение может быть поддержано.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом высказанных замечаний.