Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 297518–7 «О внесении изменений в статьи 21 и 19 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статью 40 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

(в части предоставления лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, дополнительных социальных и иных гарантий).

Внесен Законодательным собранием Ленинградской области.


Проектом федерального закона предполагается изменить общие условия назначения лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, в том числе должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также лицам, осуществлявшим полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (далее – выборные лица), дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно).

В этих целях предлагается внести изменения в статьи 21, 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) и статью 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

В настоящее время в указанных нормах федеральных законов содержатся положения, существенно ограничивающие усмотрение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при введении дополнительных гарантий для выборных лиц в связи с прекращением ими полномочий. Установлено, что такие гарантии могут быть введены только для выборных лиц, достигших на момент прекращения полномочий пенсионного возраста или утративших трудоспособность в период замещения государственной (муниципальной) должности, и при этом прекращение полномочий не связано с противоправными или иными виновными действиями лица.

Как указано в пояснительной записке к проекту федерального закона, закрепление возможности предоставления права получения лицом дополнительных социальных гарантий (включая доплату к пенсии) в зависимости от соответствия такому критерию, как достижение пенсионного возраста в период осуществления полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации (муниципальной должности), представляется необъективным, поскольку указанный критерий не отражает заслуги лица перед государством. По мнению авторов проекта федерального закона, данное правовое регулирование не отвечает требованию соразмерности личного вклада в развитие субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не обеспечивает соблюдение принципа справедливости при установлении дополнительных социальных гарантий.

Исходя из изложенного, проектом федерального закона предлагается установить следующие условия, при соблюдении которых могут быть установлены дополнительные социальные гарантии для выборных лиц в связи с прекращением ими полномочий:

замещение государственной (муниципальной) должности на профессиональной постоянной основе не менее срока полномочий, определенного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

прекращение осуществления полномочий выборного лица в связи с выходом впервые на страховую (трудовую) пенсию по старости или инвалидности;

прекращение полномочий не связано с противоправными или иными виновными действиями лица.

Следует отметить, что авторы проекта федерального закона правовые последствия его принятия связывают, прежде всего, с совершенствованием порядка установления выборным лицам доплаты к пенсии.

Вместе с тем, в силу буквального смысла норм пункта 4 статьи 21 и пункта 12 статьи 19 Федерального закона № 184-ФЗ, части 51 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, установленные ими ограничения введены для гарантий, связанных исключительно с фактом прекращения полномочий лица, замещавшего государственную (муниципальную) должность. Пенсионное обеспечение, в том числе дополнительное, не связано исключительно с данным фактом, а представляет собой компенсацию утраченного заработка ввиду снижения трудоспособности по возрасту или в связи с инвалидностью (см., например, пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статью 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В проектируемой редакции названных выше норм не устраняется неопределённость в вопросе об их распространении на случаи назначения доплаты к пенсии или иного дополнительного пенсионного обеспечения за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов). В то же время, в случае принятия проекта федерального закона дополнительных гарантий (не связанных с пенсионным обеспечением) могут лишиться лица, впервые замещающие государственную (муниципальную) должность, полномочия которых прекращены досрочно при отсутствии их волеизъявления или виновных действий (например, в случае преобразования муниципального образования).

Кроме того, Федеральным законом № 184-ФЗ и Федеральным законом № 131-ФЗ не предусмотрено такое основание прекращения осуществления полномочий выборного лица как выход впервые на страховую (трудовую) пенсию по старости или инвалидности.

Таким образом, проектируемые нормы являются неопределёнными по своему содержанию, поэтому проект федерального закона в предлагаемой редакции не обеспечивает достижение декларированных в пояснительной записке целей обеспечения социальной справедливости и единого подхода к вопросам предоставления гарантий лицам, замещавшим государственные (муниципальные) должности.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона в представленной редакции.