Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 298590–7 «О внесении изменений в статьи 154, 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона „О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“

(в части переноса платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, из состава платы за содержание жилого помещения в состав платы за коммунальные услуги).

Внесен депутатами Государственной Думы А.В. Барышевым, В.В. Николаевой.


Проект федерального закона направлен на изменение порядка определения размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме), введенного Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 176-ФЗ) и применяемого с 1 января 2017 года.

Отмечаем, что введенная Федеральным законом № 176-ФЗ новая система расчета размера платы граждан за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июня 2017 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона „О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон № 258-ФЗ), начала действовать в полном объеме с 10 августа 2017 года. Данная система направлена на формирование объективных условий для снижения расходов граждан и юридических лиц на коммунальные ресурсы и повышения ответственности управляющих организаций за рациональное использование коммунальных ресурсов, необходимых для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Кроме этого, размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, может определяться исходя из нормативов потребления соответствующего вида коммунального ресурса либо на основании фактического объема потребления коммунального ресурса, определяемого в соответствии с показаниями автоматизированной информационно-измерительной системы учета потребления коммунальных ресурсов или коллективного (общедомового) прибора учета.

Проектом предлагается внести в статьи 154, 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации изменения, направленные на возврат к ранее действовавшей системе расчета платы за коммунальные услуги. В состав платы за коммунальные услуги, относящиеся к индивидуальному потреблению (холодная и горячая вода, электрическая и тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), предлагается включить плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Одновременно предлагается признать утратившими силу положения частей 91, 92 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившие в силу 10 августа 2017 года и установившие условия и порядок определения размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, оснащенном автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов или коллективным (общедомовым) прибором учета.

Комитет считает, что в связи с непродолжительностью периода действия законодательных новаций и отсутствием в настоящее время наработанной правоприменительной практики представленный проект федерального закона не отвечает принципу стабильности законодательства.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.