Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 371462–7 «О внесении изменений в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части уточнения порядка управления многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать)

Внесен депутатами Государственной Думы В.Ф. Шрейдером, М.С. Шереметом, К.Г. Слыщенко и др.


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, направленные на решение проблемы управления многоквартирными домами, количество квартир в которых составляет не более чем тридцать.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса одним из способов управления многоквартирными домами является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, реализация которого допускается только в случае, если количество квартир в таком доме составляет не более чем тридцать (далее – непосредственное управление). При непосредственном управлении оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании договоров, которые заключаются с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, в соответствии с решениями общего собрания собственников помещений в таком доме (часть 1 статьи 164 Жилищного кодекса). Таким образом, реализация данного способа управления многоквартирным домом означает заключение собственниками помещений соответствующих договоров.

Однако, в случае, если принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в том числе и непосредственного управления, не реализовано в течение года, то орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 161 Жилищного кодекса). При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса (часть 5 статьи 161 Жилищного кодекса).

Проектом предлагаются новации, направленные на решение проблемы обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать, в случае, если собственниками не реализован способ непосредственного управления, а проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления таким домом невозможно в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе либо принятием органом местного самоуправления решения об отказе в допуске к участию в этом конкурсе лиц, представивших соответствующие заявки. Для этих случаев проектом предлагается установить, что орган местного самоуправления проводит открытый конкурс не по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать, а на право заключения договора оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в таком многоквартирном доме. Порядок проведения такого открытого конкурса должен быть установлен Правительством Российской Федерации. При этом, договор оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком многоквартирном доме заключается органом местного самоуправления, а договоры на поставку коммунальных ресурсов и договор по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается каждым собственником помещения в этом доме от своего имени.

Таким образом, для решения обозначенной проблемы проектом предлагается ввести в жилищное законодательство новую конструкцию договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать, и организациями, оказывающими жилищные услуги. Такая конструкция предусматривает возможность заключения договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества не собственниками помещений в таком доме, а органом местного самоуправления. При этом проектом не конкретизируются права и обязанности собственников помещений по заключению и исполнению договоров такого вида, что в предложенной редакции не согласуется с общей концепцией жилищного законодательства о владении, пользовании и распоряжении общим имуществом в многоквартирном доме и может привести к нарушению прав и законных интересов собственников помещений.

В целях соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в таком многоквартирном доме полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о том, чтобы установить их обязанность заключить договор оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества с организацией, выбранной по результатам конкурса, проведенного органом местного самоуправления (по аналогии с механизмом, закрепленным в части 5 статьи 161 Жилищного кодекса).

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенного замечания.