(в части предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт).
Внесенный депутатами Государственной Думы М.А. Чернышевым, А.Г. Сидякиным, П.Р. Качкаевым, И.В. Осиповым, Г.П. Хованской и др.
Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменение в часть 21 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, направленное на расширение категории граждан, в отношении которых действует право субъектов Российской Федерации по предоставлению компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт (далее – компенсация), путем отнесения к таковым собственников жилых помещений, достигших возраста соответственно семидесяти и восьмидесяти лет и проживающих в составе семьи, состоящей не только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, но и (или) неработающих инвалидов I и II группы. Таким образом, новацией проекта является установление возможности предоставления компенсации семидесяти-восьмидесятилетним гражданам, проживающим совместно с неработающими инвалидами I и II группы.
Согласно части 21 статьи 169 Жилищного кодекса законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться предоставление компенсации расходов на капитальный ремонт неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти и восьмидесяти лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста. Наряду с этим, статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере не более 50 процентов.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрены меры социальной поддержки в этой сфере отдельно как для одной, так и для другой групп населения, но не учтены случаи совместного проживания этих групп населения, что приводит на практике либо к невозможности предоставления компенсации в размере 100% пожилым собственникам, достигшим возраста восьмидесяти лет, либо – к невозможности получения ими компенсации в случае совместного проживания с инвалидами, не являющимися собственниками данного жилого помещения.
Обращаем внимание, что компенсация расходов на капитальный ремонт, предоставляемая инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, является расходным обязательством Российской Федерации и финансируется из федерального бюджета в полном объеме (статья 282 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). В отличие от этого, компенсация расходов на капитальный ремонт пожилым собственникам, достигшим возраста соответственно семидесяти и восьмидесяти лет, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации и подлежит субсидированию из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 «Об утверждении государственной программы „Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации“.
В этой связи отмечаем, что предлагаемое проектом изменение в статью 169 Жилищного кодекса может повлечь дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, а также дополнительные расходы федерального бюджета, объем которых согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту составит до 300 миллионов рублей ежегодно. Как следует из финансово-экономического обоснования к проекту, предоставление субсидий на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (межбюджетные трансферты) будет осуществляться в рамках средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
В качестве замечания к проекту следует отметить необходимость лингвистической корректировки проектируемой редакции части 21 статьи 169 Жилищного кодекса, поскольку предлагаемая формулировка предполагает расширение вышеуказанной категории граждан за счет отдельно проживающих неработающих инвалидов I и II группы.
Рассматриваемый проект федерального закона направлен на обеспечение дополнительной социальной поддержки инвалидов и граждан пожилого возраста и имеет большое социальное значение.
Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенного замечания.