Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 366130–7 «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт).

Внесенный депутатами Государственной Думы М.А. Чернышевым, А.Г. Сидякиным, П.Р. Качкаевым, И.В. Осиповым, Г.П. Хованской и др.


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменение в часть 21 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, направленное на расширение категории граждан, в отношении которых действует право субъектов Российской Федерации по предоставлению компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт (далее – компенсация), путем отнесения к таковым собственников жилых помещений, достигших возраста соответственно семидесяти и восьмидесяти лет и проживающих в составе семьи, состоящей не только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, но и (или) неработающих инвалидов I и II группы. Таким образом, новацией проекта является установление возможности предоставления компенсации семидесяти-восьмидесятилетним гражданам, проживающим совместно с неработающими инвалидами I и II группы.

Согласно части 21 статьи 169 Жилищного кодекса законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться предоставление компенсации расходов на капитальный ремонт неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти и восьмидесяти лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста. Наряду с этим, статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере не более 50 процентов.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрены меры социальной поддержки в этой сфере отдельно как для одной, так и для другой групп населения, но не учтены случаи совместного проживания этих групп населения, что приводит на практике либо к невозможности предоставления компенсации в размере 100% пожилым собственникам, достигшим возраста восьмидесяти лет, либо – к невозможности получения ими компенсации в случае совместного проживания с инвалидами, не являющимися собственниками данного жилого помещения.

Обращаем внимание, что компенсация расходов на капитальный ремонт, предоставляемая инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, является расходным обязательством Российской Федерации и финансируется из федерального бюджета в полном объеме (статья 282 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). В отличие от этого, компенсация расходов на капитальный ремонт пожилым собственникам, достигшим возраста соответственно семидесяти и восьмидесяти лет, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации и подлежит субсидированию из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 «Об утверждении государственной программы „Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации“.

В этой связи отмечаем, что предлагаемое проектом изменение в статью 169 Жилищного кодекса может повлечь дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, а также дополнительные расходы федерального бюджета, объем которых согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту составит до 300 миллионов рублей ежегодно. Как следует из финансово-экономического обоснования к проекту, предоставление субсидий на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (межбюджетные трансферты) будет осуществляться в рамках средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

В качестве замечания к проекту следует отметить необходимость лингвистической корректировки проектируемой редакции части 21 статьи 169 Жилищного кодекса, поскольку предлагаемая формулировка предполагает расширение вышеуказанной категории граждан за счет отдельно проживающих неработающих инвалидов I и II группы.

Рассматриваемый проект федерального закона направлен на обеспечение дополнительной социальной поддержки инвалидов и граждан пожилого возраста и имеет большое социальное значение.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенного замечания.