Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 339598–7 «О внесении изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части установления запрета на ограничение и (или) приостановление предоставления коммунальных услуг по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению).

Внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской, П.И. Пимашковым и др.


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается дополнить новой частью 142 статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив запрет на ограничение и (или) приостановление предоставления коммунальных услуг по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за коммунальные услуги собственниками, нанимателями, арендаторами жилых помещений и иными лицами, в отношении которых частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса установлена обязанность по внесению данной платы.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), устанавливают положения о приостановлении или ограничении предоставления коммунальных услуг (пункты 114–122 главы XI). Пунктом 119 Правил № 354 определен порядок ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги исполнителем в отношении потребителя, у которого имеется задолженность по оплате данной услуги, возникающая в случае ее неполной оплаты. Под неполной оплатой коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за такую коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса. При этом, предоставление коммунальной услуги, в отношении которой имеется задолженность, сначала ограничивается, а затем, в случае непогашения образовавшейся задолженности в течение установленного срока, – приостанавливается, что сопровождается опломбированием соответствующего механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования (абзац третий пункта 114, подпункт «в» пункта 119). Отмечаем, что подпунктом «в» пункта 119 Правил № 354 установлен запрет на приостановление предоставления коммунальной услуги по отоплению и холодному водоснабжению. Однако возможность ограничения и приостановления предоставления коммунальной услуги по водоотведению Правилами № 354 не предусмотрена.

Правоприменительная практика по вопросу ограничения и приостановления предоставления услуги по водоотведению показывает, что исполнитель коммунальных услуг в этом случае совершает действия по установке комплекта оборудования для ограничения водоотведения на инженерные системы многоквартирного дома в отношении отдельного помещения в многоквартирном доме. Судебная практика свидетельствует о признании судами правомерности ограничения предоставления исполнителями коммунальной услуги по водоотведению (введения графика оказания услуги в течение суток) при соблюдении требования о предварительном уведомлении должника, но при этом остается дискуссионным вопрос о приостановлении предоставления коммунальной услуги по водоотведению (прекращении оказания услуги), поскольку в этом случае прекращение работы системы канализации делает жилое помещение в многоквартирном доме непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности. Более того, материалы судебной практики показывают, что данный способ используется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами как средство к понуждению закрытия потребителями-должниками задолженности по всем видам жилищно-коммунальных услуг.

В этой связи представляется целесообразным установление запрета на ограничение и приостановление предоставления коммунальной услуги по водоотведению.

Основной новацией проекта является закрепление в Жилищном кодексе Российской Федерации, как нормативном правовом акте, обладающем большей юридической силой, нормы, запрещающей ограничение и приостановление предоставления коммунальной услуги по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению в отношении лиц, имеющих задолженность по оплате данных коммунальных услуг. Полагаем, что введение предлагаемой новации будет способствовать формированию позитивной правоприменительной практики, снижению количества злоупотреблений со стороны управляющих организаций и развитию иных способов работы с должниками, в том числе по предотвращению образования задолженности потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.