Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 330037–7 «О внесении изменений в статьи 20 и 196 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 10 Федерального закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“

(в части установления порядка проведения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и лицензионного контроля в сфере управления многоквартирными домами).

Внесен Законодательным Собранием Ростовской области


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается положения части 42 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющие основания для проведения внеплановой проверки органами государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (далее – внеплановая проверка), скорреспондировать с положениями пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

Согласно части 42 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации внеплановая проверка проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки на основании поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля информации о фактах нарушений законодательных требований. При этом поступление (выявление) такой информации возможно посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – система), обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информирования органами государственной власти и органами местного самоуправления (далее – поступившая информация).

Проектом предлагается определить, что основанием для проведения внеплановой проверки является не факт поступления (выявления) соответствующей информации, а мотивированное представление должностного лица органа государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля по результатам предварительной проверки поступившей информации, проведенной в порядке, установленном Федеральным законом № 294-ФЗ.

Наряду с этим проектом предлагается в качестве дополнительного предмета внеплановой проверки определить соблюдение порядка внесения изменений в устав товарищества собственников жилья или жилищно-строительного кооператива. В этой связи отмечаем, что в случае выявления несоответствия обязательным требованиям изменений, внесенных в устав товарищества собственников жилья, в соответствии с частью 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о его ликвидации.

Также проектом предлагается изменить основания проведения внеплановой проверки нарушений лицензионных требований при осуществлении органами государственного жилищного надзора лицензионного контроля. Как и в вышеуказанном случае, таким основанием будет являться не поступление (выявление) соответствующей информации, а мотивированное представление должностного лица органа государственного жилищного надзора по результатам проведения предварительной проверки.

Проектом предлагается внести корреспондирующие изменения в Федеральный закон № 294-ФЗ в части установления предметом внеплановой проверки органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в случае обращения в органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля. Основанием для проведения такой проверки будет также являться мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступившей информации о нарушениях прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

В качестве замечания к проекту отмечаем целесообразность внесения корреспондирующего изменения в часть 44 статьи 20 Жилищного кодекса.

Проект рассматривался Комитетом в период весенней сессии 2017 года в качестве проекта законодательной инициативы Законодательного Собрания Ростовской области (проект № 7–182) и был поддержан.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенного замечания.