Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 349978–7 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“

(в части уточнения условий предоставления жилищных субсидий гражданам Российской Федерации).

Внесен членом Совета Федерации А.Д. Даллакяном, депутатами Государственной Думы О.А. Бондарь, В.М. Новиковым, Б.М. Гладких и др.


Проектом федерального закона предлагается изменить условия, при соблюдении которых граждане Российской Федерации, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также граждане, выехавшие из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, имеют право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.

В соответствии с действующей редакцией статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – районы Крайнего Севера) или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Проектом федерального закона предлагается уточнить названные выше условия в части наличия других жилых помещений и нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В соответствии с проектируемыми нормами граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера, имеют право на получение субсидий только при условии отсутствия других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера. В то же время граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера, вправе претендовать на предоставление субсидий, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и не получали субсидий на эти цели.

Таким образом, из числа потенциальных получателей субсидии исключаются лица, выезжающие из районов Крайнего Севера, имеющие другие жилые помещения на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера, но при этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Предлагаемое сужение круга лиц, имеющих право на получение субсидии, авторы проекта федерального закона мотивируют постоянным ростом числа граждан, относящихся к названной выше категории, а также недостаточностью средств федерального бюджета на обеспечение всех лиц, находящихся в очереди на получение жилищных субсидий.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, дополнительные социальные гарантии для граждан – в силу конституционных требований недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, а также принципов равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, – должны быть реальными, то есть выполнимыми с точки зрения достигнутого уровня социально-экономического развития общества (Постановление от 22 января 2018 года № 4-П).

Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилищных субсидий, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в этих субсидиях и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, в том числе при решении вопроса о выборе места жительства и работы (Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П).

Таким образом, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) полагает, что введение предлагаемого проектом федерального закона правового регулирования должно сопровождаться переходными положениями, определяющими порядок реализации права на жилищную субсидию лицами, прибывшими в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года, имеющими по состоянию на день вступления в силу соответствующих норм стаж работы в данных районах не менее пятнадцати календарных лет, имеющими жилые помещения на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера, но в то же время поставленными на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавшими субсидий на эти цели.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона с учетом изложенного замечания.