Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 323496–7 «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части использования жилого помещения с соблюдением тишины и покоя граждан в ночное время).

Внесен депутатами Государственной Думы А.Ф. Тихомировым, Е.Е. Марченко, Н.Г. Брыкиным и др.


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается дополнить статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации новой частью 5, устанавливающей требования по соблюдению тишины и покоя граждан в ночное время при использовании жилых помещений.

Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25.

Следует отметить, что конкретизация требований по соблюдению тишины и покоя граждан в ночное и дневное время на федеральном уровне в настоящее время отсутствует. При этом, большинством субъектов Российской Федерации устанавливаются требования по соблюдению тишины и покоя граждан в определенное время суток, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также – соответствующая административная ответственность.

Вместе с тем, положения о соблюдении при эксплуатации жилых помещений определенного уровня шума содержатся в Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (пункт 1 статьи 23, пункт 1 статьи 24) и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 6.4). При этом, санитарно-эпидемиологическими требованиями установлены допустимые уровни шума и вибрации в помещениях жилых и общественных зданий, нарушение которых влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 500 рублей до 20 тысяч рублей. Однако, привлечение к ответственности лиц, превысивших допустимый уровень шума в жилом помещении, осложняется необходимостью проведения аккредитованной организаций замеров уровня шума и его сопоставления с допустимым уровнем. При выявлении данных нарушений дело об административном правонарушении рассматривается органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 1 статьи 23.13 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях). Таким образом, на практике привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства по уровню шума в жилых помещениях, весьма затруднительно.

Некоторые разъяснения в части защиты прав и законных интересов граждан, чьи покой и тишина нарушаются действиями соседей, содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации». Согласно абзацу шестому пункта 39 указанного постановления к систематическому нарушению прав и законных интересов соседей с учетом положений части 2 статьи 1 и части 4 статьи 17 Жилищного кодекса относятся прослушивание музыки, использование телевизора, игра на музыкальных инструментах в ночное время с превышением допустимой громкости, производства ремонтных, строительных работ или иных действий, повлекших нарушение покоя граждан и тишины в ночное время (абзац шестой пункта 39).

Также следует отметить, что Проектом предлагается конкретизировать требования по соблюдению в жилых помещениях тишины и покоя граждан в ночное время суток – с 23 до 7 часов. При этом, предлагается установить перечень действий, нарушающих покой граждан и тишину в ночное время: использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, производство ремонтных, строительных, погрузочно-разгрузочных работ, иные действия, сопровождающиеся звуками и нарушающие покой граждан, в жилых помещениях и местах общего пользования жилых домов. К данным действиям не относятся действия, направленные на предотвращение правонарушений, ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций и другие.

Следует отметить, что проектом предлагается установить данные требования не только в отношении жилых помещений, что относится к предмету регулирования Жилищного кодекса, но и в отношении иных объектов: транспортных средств, объектов мелкорозничной торговли, гостиниц, территорий микрорайонов, что к предмету регулирования Жилищного кодекса не относится. В этой связи представляется, что подобные требования следует закреплять в иных законодательных актах.

Поддерживая в целом идею закрепления в Жилищном кодексе требования по соблюдению тишины и покоя граждан в жилых помещениях, отмечаем целесообразность конкретизации действий, приводящих к нарушению тишины и покоя граждан, в диспозиции соответствующей нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следует отметить, что Законодательным Собранием Республики Карелия внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 350950–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на решение вышеуказанных проблем.

Проект нуждается в юридико-технической доработке.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона с учетом изложенных замечаний.