Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 327995–7 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статью 40 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

(в части установления гарантий в сфере трудовых отношений для лиц, являющихся депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований, членами выборных органов местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления).

Внесен Костромской областной Думой


Проектом федерального закона предлагается в Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установить, что депутат, осуществляющий депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведен на другую работу при условии обязательного участия в процедуре увольнения или перевода на другую работу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Аналогичную норму предлагается предусмотреть в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.

Ранее законодательная инициатива № 7–192, подготовленная Костромской областной Думой, рассматривалась в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации. Замечания, высказанные в отзыве Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и в заключении Комиссии Совета законодателей по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению, в редакции законопроекта, внесенной в Государственную Думу, в целом учтены.

Вместе с тем необходимо отметить, что предусматриваемая проектом федерального закона норма об обязательном участии федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в процедуре увольнения или перевода указанных лиц на другую работу требует более подробного регулирования в части конкретизации органа.

Так, согласно части первой статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В связи с этим в проекте федерального закона следует предусмотреть указание на участие в процедуре увольнения не собственно федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а государственных инспекций труда, являющихся его территориальными органами по аналогии с нормой статьи 269 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.