Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 332647–7 «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части уточнения порядка предоставления субсидии (компенсации) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Внесен депутатами Государственной Думы А.К. Исаевым, О.В. Шеиным, А.Г. Сидякиным и др.


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменения в часть 5 статьи 159, часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, направленные на совершенствование положений о приостановке предоставления гражданам субсидии или компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно части 5 статьи 159, части 3 статьи 160 Жилищного кодекса субсидии или компенсации предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Новацией проекта является установление обязательных условий, при которых предоставление субсидии или компенсации не осуществляется, в том числе:

1) при наличии у граждан подтвержденной вступившим в законную силу решением суда и непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем за три года;

2) или при заключении и невыполнении гражданами соглашений по ее погашению.

При этом информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получают в банке данных, содержащем сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Следует отметить, что согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В этой связи суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона.