Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 449091–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внесен Правительством Российской Федерации


Проект федерального закона направлен на установление возможности предоставления земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (далее – участники Государственной программы).

Проект федерального закона разработан во исполнение подпункта «б» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 13 октября 2017 года № Пр-2064 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам комплексного развития регионов Дальнего Востока, состоявшегося 6 сентября 2017 года.

В настоящее время согласно статье 1 Федерального закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территориях Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, предоставляются в безвозмездное пользование только гражданам Российской Федерации.

Проектом федерального закона предлагается установить возможность предоставления вышеуказанных земельных участков, в установленном Федеральным законом порядке участникам Государственной программы.

Законопроектом уточняются порядок предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, случаи прекращения договора безвозмездного пользования земельным участком или права безвозмездного пользования.

В настоящее время согласно части 1 статьи 10 Федерального закона гражданин, с которым в соответствии с Федеральным законом заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, вправе до дня окончания срока действия указанного договора подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого земельного участка в собственность или в аренду на срок до сорока девяти лет, а в отношении предоставленного в безвозмездное пользование земельного участка из состава земель лесного фонда заявление о предоставлении такого земельного участка в аренду на срок до сорока девяти лет.

Законопроектом предлагается сохранить положение, согласно которому в случае, если правообладатель земельного участка не является гражданином Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду.

Таким образом, участники Государственной программы будут вправе получить земельный участок в собственность или аренду только при условии приобретения ими гражданства Российской Федерации в установленном порядке.

Как следует из пояснительной записки, предлагаемые изменения позволят повысить эффективность реализации Федерального закона, создать дополнительные социально-экономические условия, способствующие переезду соотечественников на постоянное место жительства на Дальний Восток.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.