Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 431250–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“

(в части предоставления земельных участков в границах ТОР)

Внесен Думой Чукотского автономного округа


Проект федерального закона направлен на установление возможности предоставления земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 119-ФЗ) в границах территорий опережающего социально-экономического развития, созданных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 473-ФЗ).

Законопроектом предлагается дополнить статью 2 Федерального закона № 119-ФЗ частью 35, согласно которой субъекты Российской Федерации, входящие в Дальневосточный федеральный округ (Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ), наделяются правом своим законом определять территории опережающего социально-экономического развития, или части таких территорий, в границах которых земельные участки могут предоставляться в безвозмездное пользование. При этом проекты таких законов должны быть согласованы с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ.

В настоящее время согласно пункту 18 статьи 7 Федерального закона № 119-ФЗ основанием для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование является расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории опережающего социально-экономического развития, особой экономической зоны или зоны территориального развития.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 473-ФЗ территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. При этом уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается территория опережающего социально-экономического развития, заключают соглашение о создании территории опережающего социально-экономического развития, которым в том числе могут устанавливаться обязательства по передаче управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, а также полномочий по управлению и распоряжению ими.

Как следует из пояснительной записки, существует практика частичной передачи управляющей компании земельных участков, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития (пример территории опережающего социально-экономического развития «Беринговский» (Чукотский автономный округ)). В связи с этим, по мнению авторов законопроекта, возможность предоставления земельных участков, остающихся в государственной и муниципальной собственности в безвозмездное пользование в границах территории опережающего социально-экономического развития «Беринговский» стала бы дополнительным стимулом для привлечения резидентов и расширения комплекса мер по развитию Чукотского автономного округа.

Необходимо отметить, что на территории опережающего социально- экономического развития устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения (пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 473-ФЗ).

Частью 7 статьи 3 Федерального закона № 473-ФЗ предусматривается порядок изменения границ территории опережающего социально-экономического развития на основании решения Правительства Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа, согласованному с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом (органами) местного самоуправления.

Таким образом, в случае невостребованности со стороны управляющей компании части земельных участков, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, существует возможность рассмотреть вопрос об изменении границ указанной территории с целью последующего предоставления земельных участков, которые не будут относиться к такой территории, на основании Федерального закона № 119-ФЗ.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.