Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 440116–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон „Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений“

(в части введения механизма обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которых осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации)

Внесен Правительством Российской Федерации


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект федерального закона № 440116–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон „Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений“ (далее – проект) и отмечает следующее.

Проектом предлагаются изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) и в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Федеральный закон № 39-ФЗ) с целью реализации механизма обоснования инвестиций.

Как отмечено в пояснительной записке, применение предусмотренного законопроектом механизма обоснования инвестиций позволит снизить стоимость и сократить сроки строительства, повысить конкурентоспособность производства и эффективность использования капитальных вложений, осуществляемых не только за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но и за счет средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, а также юридических лиц, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов.

Проектом предусматривается обязательность подготовки обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства предполагаемой (предельной) стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение) которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов (далее – объекты, строительство которых планируется осуществить за счет средств бюджетов бюджетной системы и юридических лиц с государственным (муниципальным) участием).

Под обоснованием инвестиций в проекте понимается документация, включающая в себя, в том числе проект задания на архитектурно-строительное проектирование объекта капитального строительства (далее – проект задания на проектирование) и содержащая описание инвестиционного проекта. Обоснование инвестиций подготавливается застройщиком (заказчиком, государственным заказчиком).

Предусматривается, что обоснование инвестиций предшествует разработке проектной документации. Проектом устанавливается перечень разделов обоснования инвестиций. При этом Правительство Российской Федерации наделяется полномочием установить требования к составу и содержанию обоснования инвестиций.

Обоснование инвестиций объектов капитального строительства предполагаемой (предельной) стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более, строительство которых планируется осуществить за счет средств бюджетов бюджетной системы и юридических лиц с государственным (муниципальным) участием, подлежит технологическому и ценовому аудиту обоснования инвестиций (далее – технологический и ценовой аудит).

В проекте раскрывается предмет технологического и ценового аудита, устанавливается срок его проведения.

Технологический и ценовой аудит проводится федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, к полномочиям которых отнесено проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, а также уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

Проектом вводится условие о необходимости проведения общественного обсуждения обоснования инвестиций в ходе проведения технологического и ценового аудита (за исключением объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну). При этом в проекте отсутствуют положения об учете результатов общественного обсуждения.

Результатом технологического и ценового аудита является заключение, содержащее экспертную оценку и выводы о возможности оптимизации выбранных основных архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных инженерно-технических и иных решений, отраженных в обосновании инвестиций, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов, сокращения сроков и этапов строительства, стоимости строительства в целом и отдельных его этапов (далее – заключение). Заключение может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке.

Проектом предусматривается, что застройщик или технический заказчик вправе повторно направить обоснование инвестиций для проведения технологического и ценового аудита после внесения в него необходимых изменений. Однако, обязанность застройщика или технического заказчика по внесению изменений в обоснование инвестиций, направленных на учет выводов, содержащихся в заключении, проектом не предусматривается.

Проектом предполагается, что предоставление средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита осуществляется в случаях и порядке, которые определяются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В отношении проектируемых изменений в Федеральный закон № 39-ФЗ следует отметить нарушение взаимосвязи пунктов 1, 14 проектируемой статьи 131 Федерального закона № 39-ФЗ и части 3 проектируемой статьи 471 Градостроительного кодекса.

Согласно пункту 1 проектируемой статьи 131 Федерального закона
№ 39-ФЗподготовкаобоснования инвестиций в обязательном порядке осуществляется в отношении объектов, строительство которых планируется осуществить за счет средств бюджетов бюджетной системы и юридических лиц с государственным (муниципальным) участием и предполагаемая (предельная) стоимость строительства которых составляет 1,5 миллиарда рублей и более.

В то же время из пункта 14 данной статьи, а также из части 3 проектируемой статьи 471 Градостроительного кодекса следует, что в отношении любых объектов, строительство которых планируется осуществить за счет средств бюджетов бюджетной системы и юридических лиц с государственным (муниципальным) участием, осуществляется подготовка обоснования инвестиций, подлежащего технологическому и ценовому аудиту.

Градостроительный кодекс дополняется понятием «предполагаемая (предельная) стоимость строительства, реконструкции объектов капитального строительства». Указанная стоимость определяется в решениях об осуществлении государственных капитальных вложений, а также в решениях об осуществлении капитальных вложений юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, и не может быть превышена при разработке проектной документации.

В Градостроительном кодексе также устанавливается требование об обязательном выполнении инженерных изысканий для подготовки обоснования инвестиций, вносится уточнение, что виды инженерных изысканий для подготовки обоснования инвестиций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проектом предполагается дополнение Градостроительного кодекса статьей 471 «Задание на архитектурно-строительное проектирование». В данной статье дается определение задания на архитектурно-строительное проектирование объекта капитального строительства, а также в отношении объектов, строительство которых планируется осуществлять за счет средств бюджетов бюджетной системы и юридических лиц с государственным (муниципальным) участием, устанавливаются специальные требования к содержанию задания на проектирование. Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по утверждению примерной формы задания на проектирование указанных объектов, а также требований к содержанию и формированию задания на проектирование.

Согласно проекту федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.