Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 421066–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части защиты прав граждан – участников долевого строительства»

Внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, М.В. Емельяновым и др.


Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) и Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», установив возможность осуществления выплаты возмещения за счет средств компенсационного фонда гражданам – участникам долевого строительства, заключившим договоры участия в долевом строительстве до вступления в силу положений действующего законодательства о компенсационном фонде и вне зависимости от уплаты застройщиком, признанным банкротом, обязательных отчислений в компенсационный фонд по таким договорам.

При недостаточности средств компенсационного фонда указанное возмещение предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем, в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона указывается, что его принятие не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Это не соответствует содержанию проектируемых норм.

Согласно пояснительной записке проект федерального закона направлен на решение проблем граждан – участников долевого строительства, уже столкнувшихся с застройщиками, не сумевшими исполнить принятые на себя обязательства по заключенным до вступления в силу Федерального закона № 218-ФЗ договорам участия в долевом строительстве.

Рассматривая предлагаемые изменения, следует иметь в виду, что компенсационный фонд, действующий в рамках созданной на основании Федерального закона № 218-ФЗ публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», создавался не в целях решения проблем уже существующих так называемых «обманутых дольщиков», а как обеспечительная мера (взамен поручительства банка и страхования гражданской ответственности застройщика) исполнения застройщиком своих обязательств перед возможными будущими «обманутыми дольщиками».

В указанных целях частью 1 статьи 13 Федерального закона № 218-ФЗ закреплено правило о выплате возмещения гражданам – участникам долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве только в случае уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд по таким договорам.

При этом установленный размер обязательных отчислений застройщиков в компенсационный фонд (1,2% от согласованной сторонами цены каждого договора участия в долевом строительстве) рассчитан таким образом, чтобы в случае появления «проблемного объекта» средств компенсационного фонда хватило на его достройку или выплату возмещения гражданам – участникам долевого строительства, в силу чего средства компенсационного фонда носят ограниченный характер.

В случае принятия рассматриваемого законопроекта, компенсационный фонд не сможет выполнить перед гражданами – участниками долевого строительства, заключившими соответствующие договоры после вступления в силу Федерального закона № 218-ФЗ, своей главной обеспечительной функции.

Более того, нагрузка по выплате возмещения «обманутым дольщикам» практически в полном объеме ляжет на федеральный бюджет. С учетом того, что на текущий период количество «проблемных объектов» в Российской Федерации превышает тысячу, их достройка повлечет значительные дополнительные расходы федерального бюджета.

В соответствии с частью 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если нормативный правовой акт предусматривает введение новых расходных обязательств, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Проект федерального закона таких норм не содержит.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.