Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 408552–7 «О внесении изменения в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части предоставления равнозначного жилого помещения собственнику при изъятии у него жилого помещения)

Внесен депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, И.М. Гусевой, Ю.Н. Мищеряковым и др.


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается изложить часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции, направленной на конкретизацию прав и обязанностей собственника жилого помещения, подлежащего изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (далее – жилое помещение, подлежащее изъятию).

Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, по соглашению с ним может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Следует отметить, что отсутствие конкретизации данного положения приводит на практике к нарушениям законных интересов собственников изымаемых жилых помещений в связи с предоставлением им жилого помещения на условиях договора социального найма, а также к нарушениям прав членов семьи собственника жилого помещения, в том числе бывших членов семьи собственника жилого помещения.

Исходя из сложившейся правоприменительной практики, проектом предлагается конкретизировать положения части 8 статьи 32 Жилищного кодекса, закрепив следующие требования:

1) другое жилое помещение предоставляется в собственность до изъятия занимаемого жилого помещения по желанию собственника.

Отмечаем, что предлагаемое положение исключает действующее требование статьи 32 Жилищного кодекса о заключении с собственником изымаемого жилого помещения соответствующего соглашения. Вместе с тем в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» было подчеркнуто, что другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Полагаем, что в данном случае формулировку «по желанию собственника» следует соотнести с общим правилом статьи 32 Жилищного кодекса об обязательном заключении соглашения с собственником жилого помещения, в котором должны определяться вопросы возмещения за жилое помещение, сроки и условия его изъятия, а также условия предоставления жилого помещения в собственность до изъятия ранее занимаемого жилого помещения. Такое указание будет способствовать стабильности отношений между собственником жилого помещения и органом государственной власти или органом местного самоуправления, а также снизит риски возникновения судебных споров;

2) предоставляемое в таком случае жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

В этом случае авторами проекта предлагается применить подход к равнозначности предоставляемого жилого помещения, который аналогичен подходу, применяемому при предоставлении жилого помещения по договору социального найма (часть 1 статьи 89 Жилищного кодекса);

3) собственник жилого помещения обязан предоставить право пользования жилым помещением членам своей семьи, а также бывшим членам семьи, пользующимся изымаемым жилым помещением на основании решения суда, принятого с учетом положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса, если иное не установлено соглашением между собственником и указанными лицами.

Предлагаемое положение направлено на предупреждение ситуаций, возникающих на практике, и создает условия для соблюдения прав и законных интересов членов семьи собственника жилого помещения и особенно бывших членов семьи собственника жилого помещения, установленных частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса.

В качестве замечания к проекту отмечаем, что понятие «выкупная цена жилого помещения» не употребляется в рамках статьи 32 Жилищного кодекса, которая оперирует понятием «размер возмещения за изымаемое жилое помещение», включающим рыночную стоимость изымаемого жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей стоимости на такое имущество, убытки, причиненные собственнику жилого помещения в связи с его изъятием (часть 7 статьи 32).

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенных замечаний.