Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 431216–7 «О внесении изменения в статью 35 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

(по вопросу правомочности заседания представительного органа муниципального образования)

Внесен Думой Чукотского автономного округа


Проект федерального закона направлен на уточнение нормы Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в целях изменения условий, при которых заседание представительного органа муниципального образования считается правомочным.

В соответствии с частью 11 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Проектом федерального закона предлагается установить, что заседание представительного органа муниципального района, депутаты которого проживают в населенных пунктах, расположенных на территориях с низкой плотностью населения в отдаленных и труднодоступных местностях, может считаться правомочным, если на нем присутствуют менее 50 процентов от числа избранных депутатов, но при этом обеспечена возможность для голосования не присутствующего на заседании депутата посредством участия с применением систем видеоконференц-связи, в режиме аудиоконференции или заполнения депутатом листа голосования и передачи заполненного листа в представительный орган муниципального района в день голосования любым доступным видом связи.

Следует отметить, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия «территория с низкой плотностью населения в отдаленных и труднодоступных местностях». В Федеральном законе № 131-ФЗ используются понятия «территория с низкой плотностью сельского населения», «отдаленные и труднодоступные местности». При этом важно отметить, что содержание понятия «отдаленные и труднодоступные местности» в законодательстве не раскрывается.

Также обращаем внимание, что деятельность депутатов, исходя из своего смысла, носит публичный характер и связана с представительством интересов граждан. В связи с этим, установление определенных обязанностей (в том числе косвенной обязанности присутствовать на заседании представительного органа через установление неправомочности заседания в составе менее половины депутатов) для депутатов представительных органов всех видов муниципальных образований в полной мере соответствует особому статусу депутата.

Таким образом, создание правовых механизмов, предусматривающих возможность отсутствия депутата на заседаниях представительного органа муниципального района, на наш взгляд, может рассматриваться только как исключение из общего правила, обоснованное объективными обстоятельствами, нередко не зависящими от воли человека (экстремальные природно-климатические условия, сложная транспортная доступность и прочее). Такие обстоятельства свойственны некоторым субъектам Российской Федерации, например, расположенным в районах Крайнего Севера.

Вместе с тем, отсутствие критериев отнесения территорий к труднодоступным и отдаленным местностям может привести к широкому и повсеместному применению предлагаемого вида учета мнения депутатов представительных органов муниципальных районов, что может выходить за рамки обозначенных в пояснительной записке целей правового регулирования.

В этой связи представляется целесообразным предусмотреть дополнительные гарантии соблюдения общего правила личного участия депутатов в заседаниях представительных органов муниципальных образований, например, путем определения четких критериев отнесения территорий к труднодоступным и отдаленным местностям, а также установления возможности внедрения предлагаемых проектом федерального закона механизмов только в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации.

Помимо прочего, одной из особенностей территорий с низкой плотностью сельского населения, отдаленных и труднодоступных местностей является объективно невысокий уровень контроля за деятельностью органов местного самоуправления. В этих условиях важно использовать только те механизмы, которые позволят установить достоверность волеизъявления депутата. Представляется, что из предложенных проектом федерального закона механизмов учета мнения депутатов наиболее подходящим под указанный критерий является только видеоконференц-связь.

Следует отметить, что вышеуказанные замечания были отражены в отзыве Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 20 марта 2018 года № 3.2–02/692 на проект законодательной инициативы № 7–408 «О внесении изменения в статью 35 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, подготовленный Думой Чукотского автономного округа.

Вместе с тем, в тексте представленного проекта федерального закона данные замечания не учтены.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, необходимого для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона при условии его доработки с учетом вышеуказанных замечаний.