Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 435978–7 «О внесении изменений в статью 161 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (в части наделения глав администраций городских округов и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления городских округов на территориях с низкой плотностью населения правом совершать нотариальные действия)»

Внесен Думой Чукотского автономного округа


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект федерального закона № 435978–7 «О внесении изменений в статью 161 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (в части наделения глав администраций городских округов и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления городских округов на территориях с низкой плотностью населения правом совершать нотариальные действия)» (далее – проект) и отмечает следующее.

В соответствии с частью четвертой статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия на соответствующей территории имеют глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.

Указанные права органов местного самоуправления закреплены в статьях 141 и 151 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в числе прав органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений и муниципальных районов.

Авторами проекта отмечается, что при отсутствии на территории городского округа, состоящего из нескольких населенных пунктов, нотариуса глава администрации такого городского округа не вправе совершать нотариальные действия в отличие от главы администрации поселения в муниципальном районе или главы администрации муниципального района при тех же обстоятельствах. По мнению авторов проекта, такое законодательное регулирование ставит в неравное положение жителей населенных пунктов, входящих в городской округ и расположенных на территориях с низкой плотностью населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях по сравнению с жителями муниципальных районов и поселений.

В связи с этим, проектом предлагается наделить глав городских округов и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления городских округов правом совершать нотариальные действия в населенных пунктах городского округа, расположенных на территориях с низкой плотностью населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях, при отсутствии нотариуса в пределах транспортной доступности.

Следует отметить, что в основу формирования границ городских округов положен принцип обеспечения единства городского хозяйства, создания условий для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры. Как правило, городские округа создаются на урбанизированных территориях, где проблем с доступностью услуг нотариусов у населения не возникает.

Вместе с тем, в некоторых субъектах Российской Федерации существуют городские округа, для которых проблема, обозначенная авторами проекта, имеет высокую актуальность ввиду особенностей территории таких муниципальных образований.

Концептуально поддерживая идею обеспечения большей доступности нотариальных действий для населения, Комитет полагает, что, создание правовых механизмов, предусматривающих возможность совершения нотариальных действий главами городских округов или специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления городских округов, может рассматриваться только как исключение из общего правила, обоснованное объективными обстоятельствами (экстремальные природно-климатические условия, сложная транспортная доступность и прочее). Такие обстоятельства свойственны некоторым субъектам Российской Федерации, например, расположенным в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока.

Помимо прочего, следует отметить, что в Федеральном законе № 131-ФЗ используется не формулировка «территория с низкой плотностью населения», а понятие «территория с низкой плотностью сельского населения».

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенных замечаний.