Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 481642–7 «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»

Внесен депутатом Государственной Думы Ф.С.Тумусовым


Проектом федерального закона предлагается ввести обязанность работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, в районе Крайнего Севера, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, выделять квоту для приема на работу отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Предполагается, что при численности работников не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек квота устанавливается в размере 10 процентов от среднесписочной численности работников, а при численности работников свыше 100 человек – в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников.

Согласно проектируемым нормам к категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите, относятся:

1) постоянно проживающие на территории субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, в районе Крайнего Севера, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера:

многодетные родители, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) детей-инвалидов;

одинокие родители, воспитывающие ребенка (детей) в возрасте до 18 лет;

родители, воспитывающие ребенка-инвалида (детей-инвалидов);

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;

граждане в возрасте от 18 до 25 лет, окончившие профессиональную образовательную организацию и (или) образовательную организацию высшего образования и ищущие работу по специальности впервые;

ветераны боевых действий;

граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;

лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, а также на досрочно назначаемую страховую пенсию по старости);

2) нетрудоустроенные (независимо от их признания в установленном порядке безработными) граждане, постоянно проживающие на территории Дальневосточного федерального округа, в районах Крайнего Севера, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не менее десяти лет.

Предполагается, что с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе устанавливать квоты и для других категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Также предлагается установить, что к указанным категориям граждан не применяется требование наличия конкретных навыков или достижений в любой из областей деятельности и опыта работы.

В соответствии с Конвенцией № 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в городе Женеве 25 июня 1958 года, ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 года) Российская Федерация обязалась провозгласить и проводить национальную политику, направленную посредством согласованных с национальными условиями и практикой методов на поощрение равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации в этой области. Указанная Конвенция допускает возможность оговорить, что особые меры, направленные на удовлетворение нужд лиц, которые по соображению пола, возраста, физических недостатков, семейных обязательств или социального или культурного уровня обычно признаются нуждающимися в особой защите или помощи, не будут считаться дискриминацией.

В соответствии с указанными выше международными обязательствами Российской Федерации Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» определяет в качестве основного направления государственной политики в области содействия занятости осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, к числу которых, в частности, относятся лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые (статья 5).

Таким образом, большая часть категорий граждан, для которых проектом предлагается ввести квоты при приеме на работу, отнесена законодательством Российской Федерации о занятости населения к числу лиц, нуждающихся в содействии при трудоустройстве.

Однако к числу критериев выделения категорий лиц, особо нуждающимся в социальной защите, предполагается отнести постоянное проживание на территории субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, в районе Крайнего Севера, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Такой критерий как место жительства не в полной мере согласуется с положениями пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», в силу которого повышение мобильности трудовых ресурсов является одним из направлений государственной политики в сфере занятости населения.

Кроме того, запрет предъявлять к указанным категориям граждан квалификационные требования (наличие конкретных навыков или достижений в любой из областей деятельности и опыта работы) нарушает баланс интересов работников и работодателей, поскольку лишает работодателя возможности выбирать наиболее квалифицированного работника, соответствующего предполагаемой трудовой функции.

Следует также учесть, что многим категориям граждан, для которых предлагается установить квоты при приеме на работу, в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются иные меры социальной поддержки, а также гарантии в сфере трудовых отношений.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.