Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 491855–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в части уточнения особенностей организации местного самоуправления в наукоградах)

Внесен Московской областной Думой


Проектом Федерального закона предлагается внести изменения в три федеральных закона: Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и Федеральный закон от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 70-ФЗ).

Положениями проекта федерального закона предусматриваются изменения в Федеральный закон № 184-ФЗ и федеральный закон
№ 131-ФЗ, согласно которым особенности осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится наукоград, и, соответственно, особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются Федеральным законом № 70-ФЗ.

Кроме того в проектируемых нормах Федерального закона № 70-ФЗ предлагается закрепить за органами государственной власти субъектов Российской Федерации ряд новых полномочий по осуществлению государственной поддержки наукоградов, а также предусмотреть ряд новых вопросов местного значения наукограда.

Концептуально поддерживая необходимость совершенствования мер государственной поддержки наукоградов, в том числе оказываемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Комитет считает целесообразным отметить следующее.

1. Проектом федерального закона за органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится наукоград, предлагается закрепить полномочие по установлению нормативов потребности в объектах социальной инфраструктуры и нормативов стоимости предоставления муниципальных услуг для наукоградов.

Вместе с тем в законодательстве Российской отсутствуют понятия «норматив потребности в объектах социальной инфраструктуры» и «норматив стоимости предоставления муниципальных услуг», в связи с чем на практике могут возникнуть проблемы, связанные с реализацией данного полномочия органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Также проектом федерального закона предлагается закрепить полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации по развитию наукоградов.

Следует отметить, что данное положение не согласуется с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», согласно которой перечень государственных программ субъекта Российской Федерации утверждает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Проектом федерального закона предусматривается, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации согласовывают стратегию социально-экономического развития наукограда, а также план мероприятий по ее реализации.

Вместе с тем, Федеральный закон № 70-ФЗ уже содержит положения, предусматривающие процедуру согласования указанных документов с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. При этом участие органа государственной власти субъекта Российской Федерации в указанной процедуре не предусмотрено.

В связи с этим предложенная проектом федерального закона формулировка внесет неопределенность в процедуру согласования указанных документов и не позволит однозначно определить субъекта согласования.

4. Проектом федерального закона предлагается установить, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации предусматривают в процессе составления проекта бюджета субъекта Российской Федерации средства для решения вопросов местного значения наукограда.

Необходимо отметить, что данное положение проекта федерального закона не согласуется с принципом самостоятельности бюджетов, предусмотренным статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, часть 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

5. Проектом федерального закона вместо предусмотренных в настоящее время статьей 81 Федерального закона № 70-ФЗ прав органов местного самоуправления предлагается закрепить перечень новых вопросов местного значения наукограда.

В частности, предлагается установить такие вопросы местного значения, как: создание условий для развития системы профессионального образования на территории наукограда, участие в создании условий для формирования и развития научно-производственного комплекса, расположенного на территории наукограда, участие в обеспечении условий для создания и развития объектов инновационной инфраструктуры на территории наукограда и другие вопросы.

Следует отметить, что указанные положения проекта федерального закона не согласуются с нормой части 1 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон № 131-ФЗ.

В целом необходимо отметить, что реализация органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанных выше новых полномочий, а также решение органами местного самоуправления наукоградов новых вопросов местного значения потребуют выделения дополнительного финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, при этом в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона отсутствуют сведения об указанных дополнительных расходах, а также источниках их компенсации.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера полагает возможным не поддерживать концепцию проекта федерального закона в представленной редакции.