Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 474049–7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“

(в части установления порядка наделения депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями на профессиональной постоянной основе)

Внесен депутатами Государственной Думы В.В.Жириновским, Я.Е.Ниловым, Е.В.Строковой, А.Н.Диденко и др.


Проект федерального закона направлен, как сказано в пояснительной записке к нему, на урегулирование порядка наделения депутата полномочиями на профессиональной постоянной основе в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и на совершенствование деятельности этих органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целом.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) предоставление депутату права осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе поставлено в зависимость от факта установления конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации возможности осуществления депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе. В случае если указанная возможность конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации установлена, то не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, а также каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе. Следует отметить, что пункт 17 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» признан утратившим силу Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ.

Вместе с тем, Федеральный закон не регламентирует порядок предоставления депутату права осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, предоставляя возможность законодательному (представительному) органу государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливать такой порядок. Отсутствие такой четкой регламентации на федеральном уровне дает законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможность устанавливать порядок реализации пункта 2 статьи 11 Федерального закона, закрепляя при этом ограничения и условия, которые, могут различаться в разных субъектах Российской Федерации.

Проектом федерального закона предлагается установить «общий и объективный порядок наделения депутата полномочиями на профессиональной постоянной основе» в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, основываясь на том, что согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законопроектом также предлагается установить, что право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе предоставляется депутату в соответствии с принятым фракцией решением, согласованным с уполномоченным руководящим органом политической партии, в составе списка кандидатов которой избраны депутаты, образовавшие соответствующую фракцию. Указывается, что в случае если по объективным причинам принятие фракцией решения невозможно, такое решение принимает уполномоченный руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой избраны депутаты, образовавшие фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

Предлагаемой законопроектом новой редакцией пункта 3 статьи 13 Федерального закона предусматривается, что депутатам, которым предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, предоставляется право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

По законопроекту имеются существенные замечания. Отдельные правовые нормы предлагаемой новой редакции пункта 2 статьи 11 Федерального закона не отвечают конституционному принципу определенности и ясности правовой нормы. Так, не ясно, что следует понимать под «объективными причинами», по которым соответствующая фракция не сможет принять решение по кандидатурам депутатов для осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе. Кроме того, законопроект не устанавливает правовые последствия в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не утвердит предложенную фракцией кандидатуру.

Правовая норма пункта 3 статьи 13 Федерального закона в предложенной законопроектом редакции, предусматривающая предоставление права замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации депутатам, которым предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, в некоторых случаях не сможет быть реализована, так как количество депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, может превышать количество руководящих должностей в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полагаем, что принятие проекта федерального закона в представленной редакции могло бы вызвать негативные последствия в виде конфликтных ситуаций и затруднения работы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.