Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 452442–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

(в части совершения нотариальных действий органами местного самоуправления городских округов)

Внесен депутатами Государственной Думы Р.В. Кармазиной, А.Ю. Брыксиным, А.В. Чернышевым и др.


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект федерального закона № 452442–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – проект) и отмечает следующее.

В соответствии с частью четвертой статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия на соответствующей территории имеют глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.

Указанные права органов местного самоуправления закреплены в статьях 141 и 151 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в числе прав органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений и муниципальных районов.

Авторами проекта отмечается, что действующее законодательство не допускает совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления городских округов, населенные пункты которых находятся в труднодоступных, отдаленных местностях, и в которых нет нотариуса. По мнению авторов проекта, такое законодательное регулирование ставит в неравное положение жителей населенных пунктов, входящих в городской округ, по сравнению с жителями муниципальных районов и поселений.

В связи с этим проектом предлагается наделить органы местного самоуправления городских округов правом на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия нотариуса в труднодоступном, отдаленном населенном пункте городского округа.

Следует отметить, что в основу формирования границ городских округов положен принцип обеспечения единства городского хозяйства, создания условий для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры. Как правило, городские округа создаются на урбанизированных территориях, где проблем с доступностью услуг нотариусов у населения не возникает.

Вместе с тем, в некоторых субъектах Российской Федерации существуют городские округа, для которых проблема, обозначенная авторами проекта, имеет высокую актуальность ввиду особенностей территории таких муниципальных образований.

Концептуально поддерживая идею обеспечения большей доступности нотариальных действий для населения, Комитет полагает, что создание правовых механизмов, предусматривающих возможность совершения нотариальных действий главами городских округов или специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления городских округов, может рассматриваться только как исключение из общего правила, обоснованное объективными обстоятельствами (экстремальные природно-климатические условия, сложная транспортная доступность и прочее). Такие обстоятельства свойственны некоторым субъектам Российской Федерации, например, расположенным в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока.

Помимо прочего, следует отметить, что проект предполагает внесение изменения только в Федеральный закон № 131-ФЗ, при этом комплекс правовых норм, регулирующих вопросы совершения нотариальных действий главами муниципальных образований или специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, закреплен в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. В этой связи требуется дополнить проект соответствующими положениями, предусматривающими внесение изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

Кроме того, согласно положениям статей 61, 611, 615 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов зачисляется в доход бюджета соответствующих муниципальных образований по нормативу 100 процентов. В связи с этим потребуется соответствующая законодательная инициатива о закреплении в Бюджетном кодексе Российской Федерации аналогичного положения в отношении городских округов, на которые будет распространяться предлагаемое проектом регулирование.

Также следует отметить, что в Федеральном законе № 131-ФЗ термины «труднодоступный» и «отдаленный» применяются в отношении местности, а в проекте речь идет об отдаленном и труднодоступном населенном пункте.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенных замечаний.