Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 487583–7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

(в части изменения порядка проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме)

Внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Сидякиным, П.Р. Качкаевым


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на совершенствование законодательных положений о порядке подготовки и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее – общее собрание, собственники). В этих целях предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), изложив в новой редакции его статьи 44, 45, 46 и 47 и признав утратившими силу статьи 441, 471, 48. Среди предлагаемых новаций отмечаем следующие.

1. В соответствии с положениями статьи 45 Жилищного кодекса помимо ежегодного общего собрания, проводимого в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, по инициативе любого из собственников может быть созвано внеочередное общее собрание.

Проектом предлагается закрепить единый порядок подготовки, проведения и подведения итогов ежегодного общего собрания и внеочередных общих собраний, конкретизировав периоды их проведения и установив календарные даты этапов подготовки, голосования и подведения итогов собраний.

Проектом предлагается установить, что внеочередные общие собрания проводятся один раз в квартал в случае поступления администратору собрания предложений в повестку дня либо – в любое время в случаях непосредственного способа управления многоквартирным домом, необходимости устранения последствий непреодолимой силы, а также необходимости принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете.

2. Жилищным кодексом установлено, что общее собрание может проводиться посредством очного голосования, заочного голосования и очно-заочного голосования (статья 441). Проектом предлагается исключить вариативность используемых для общего собрания форм и установить единую процедуру подготовки и проведения общего собрания с отображением всей необходимой информации как в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ, система), так и в местах, доступных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме. Данная новация позволяет собственникам принимать участие в подготовке и проведении собраний как непосредственно (очное участие), так и в электронной форме в ГИС ЖКХ (заочное участие) по своему выбору.

3. Проектом предлагается установить положения о выборе администратора общего собрания и его заместителя и определить компетенцию данных лиц.

Так, предлагается определить, что администратором общего собрания (заместителем) может являться любое физическое или юридическое лицо, в том числе осуществляющее управление многоквартирным домом, а также, в установленных случаях – орган государственного жилищного надзора или орган местного самоуправления. Администратор общего собрания осуществляет подготовку и проведение общего собрания в соответствии с установленным порядком и сроками, а также исполняет обязанности по своевременному размещению информации в системе.

4. Проектом предлагается конкретизировать положения о количестве голосов, которым обладает каждый собственник на общем собрании. В настоящее время согласно части 3 статьи 48 Жилищного кодекса количество таких голосов должно быть пропорционально доле собственника в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. Проектом предлагается установить следующее:

количество голосов собственника помещения, в том числе собственников при совместной собственности (без определения долей), соответствует размеру общей площади принадлежащего такому собственнику (собственникам) помещения с округлением данного значения до целого;

количество голосов собственников помещения, находящегося в долевой собственности, соответствует размеру доли в праве долевой собственности, приходящейся на каждого собственника, с округлением данного значения до целого.

При этом проектом предлагается установить, что количество голосов, которым обладает каждый собственник, определяется автоматически в системе, на основании данных, введенных соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Проектом предлагается установить, что решения общего собрания по вопросам повестки дня, принятые по результатам голосования, формируются в системе в автоматическом режиме в форме протокола и становятся доступными для ознакомления собственников, лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, администратора общего собрания, соответствующего органа государственного жилищного надзора. Наряду с этим администратор общего собрания обязан разместить протокол общего собрания в местах (месте), доступных для ознакомления всеми собственниками многоквартирного дома.

Проектом предлагается закрепить, что все документы, связанные с подготовкой (предложения в повестку дня, повестка) и проведением (решения и протокол) общего собрания, хранятся в системе.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.