Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 401742–7 «О внесении изменений в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“

(в части определения выкупной цены жилого помещения) Внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской, О.В. Шеиным и др.


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на установление возможности увеличения размера возмещения за жилое помещение, подлежащее изъятию у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Проектом предлагается внести изменение в часть 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и дополнить новой статьей 27 Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О ведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 32 Жилищного кодекса при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. При этом в соответствии с положениями статьи 184 Жилищного кодекса региональный оператор в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, обязан выплатить собственникам помещений в таком многоквартирном доме средства фонда капитального ремонта пропорционально размерам уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и размерам указанных взносов, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений в этом многоквартирном доме.

Проектом предлагается установить возможность увеличения размера такого возмещения за счет включения в выкупную цену суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, если на дату приватизации жилых помещений в многоквартирном доме требовалось проведение капитального ремонта в таком доме и на дату изъятия жилого помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации такой капитальный ремонт не проведен.

Следует отметить, что согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации (»Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 года) невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Однако, в данном случае Верховный Суд обращает внимание на наличие причинно-следственной связи между невыполнением бывшим наймодателем соответствующей обязанности и снижением уровня надежности здания.

В этой связи полагаем целесообразным дополнить проектируемую статью 27 Федерального закона № 189-ФЗ указанием на то, что в размер возмещения включается предлагаемая проектом сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу вследствие снижения уровня надежности здания в результате невыполнения наймодателем обязанности по производству капитального ремонта.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона с учетом изложенного замечания.